![]() ![]() |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НОВИНКА
|
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1201-03 |
N |
Наименование помещений,
|
Освещенность
|
Поверхности, к кото-
|
I. |
Помещения для дошкольных групп | ||
раздевальная |
200 |
На полу | |
групповая |
300 <*> |
Горизонтальные
| |
спальня |
75 |
-"- | |
туалетная |
75 |
На полу | |
буфетная |
200 |
На уровне 0,8 м | |
II. |
Помещения для школьных групп | ||
комната для отдыха и
|
300 |
Горизонт. - 0,8 м | |
спальные комнаты |
75 |
-"- | |
уборные, умывальные |
75 |
На полу | |
комнаты личной гигиены
|
75 |
-"- | |
обеденный зал |
200 |
Горизонт. - 0,8 м | |
раздаточные |
300 |
-"- | |
холодные и горячие це-
|
200 |
-"- | |
моечные |
200 |
-"- | |
вестибюли и гардероб-
|
150 |
На полу | |
лестницы главные |
100 |
На полу на ступен. | |
остальные лестничные
|
50 |
-"- | |
библиотека |
300 |
Горизонт. - 0,8 м | |
III. |
Общие помещения для всех видов учреждений | ||
кабинет врача |
300 |
Горизонт. - 0,8 м | |
комната заболевшего
|
150 |
Горизонт. - 0,5 м | |
изолятор |
150 |
Горизонт. - 0,5 м |
--------------------------------
<*> При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.
2.5.7. Выбор светильников для основных помещений учреждений осуществляется согласно таблице 2.5.2.
Таблица 2.5.2
Рекомендации по искусственному освещению основных
помещений учреждений для детей, нуждающихся
в социальной реабилитации
Помещения |
Система осве-
|
Тип ламп (люми-
|
Размещение све-
|
Раздевальные,
|
Общее
|
ЛБ, ЛХБ |
Вдоль преимущест-
|
Спальные помеще-
|
Общее
|
ЛН, ЛБ |
Вдоль преимущест-
|
Изолятор, ком-
|
Общее
|
ЛЕЦ, ЛХЕ,
|
Вдоль прохода и
|
Зал для музы-
|
Общее
|
ЛЕЦ, ЛБ,
|
-"- |
2.5.8. В спальнях и палатах изолятора следует предусматривать устройства для дежурного (ночного) освещения, присоединенного к сети эвакуационного освещения.
2.5.9. Чистку осветительной арматуры светильников следует проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. К этой работе дети и подростки не привлекаются. Не допускается хранение использованных ламп в учреждении.
2.6. Требования к воздушно-тепловому режиму
2.6.1. Температура воздуха в помещениях дифференцирована в зависимости от назначения помещений и возраста детей и принимается согласно таблице 2.6.1.
Таблица 2.6.1
Расчетные температуры воздуха
и кратность воздухообмена
Помещения |
Расчетная температура воздуха <*> |
Кратность обмена воздуха в 1 час | ||||
в IА, Б, Г
|
в IВ, Д,
|
в IА, Б, Г |
в других
| |||
при-
|
вытяж-
|
при-
|
вытяжка | |||
Групповые, раз-
|
21 - 22 |
20 - 21 |
2,5 |
1,5 |
- |
1,5 |
Спальня дошколь-
|
20 |
19 |
2,5 |
1,5 |
- |
1,5 |
Туалетные дош-
|
21 |
20 |
- |
1,5 |
- |
1,5 |
Буфетные |
16 |
16 |
- |
1,5 |
- |
1,5 |
Залы для музы-
|
20 |
19 |
2,5 |
1,5 |
- |
1,5 |
Спальные комна-
|
18 |
16 |
- |
1,5 |
- |
- |
Кружковые поме-
|
21 |
18 |
- |
- |
- |
- |
--------------------------------
<*> Расчетная температура в угловых помещениях должна быть на 2 градуса выше.
2.6.2. Влажность в помещениях должна быть не более 40 - 60%. Содержание вредных загрязняющих веществ в воздухе помещений не должно превышать предельно допустимых среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
2.6.3. Здания социальных учреждений должны быть оборудованы системами вентиляции в соответствии с требованиями строительных норм и правил для общественных зданий и сооружений.
Кратность воздухообмена в 1 час представлена в таблице 2.6.1.
2.6.4. Все помещения проветриваются ежедневно не реже 2 раз в день. Наиболее эффективным считается сквозное и угловое проветривание помещений.
Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.
Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода, в спальнях - за 30 минут до отхода ко сну.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении не более чем на 2 - 4 град. (с учетом возраста детей).
В теплое время года необходима широкая аэрация всех помещений в присутствии детей (во время занятий и во время сна).
2.6.5. Площадь фрамуг (форточек) должна составлять не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки не допускается забивать и заклеивать.
2.7. Санитарно-техническое оборудование
2.7.1. Социальные учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой. Качество воды должно удовлетворять гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
2.7.2. Здания социальных учреждений должны быть оборудованы водопроводом, иметь горячее водоснабжение и канализацию, водостоки.
2.7.3. При отсутствии централизованного водоснабжения должна быть обеспечена механизированная подача воды в следующие здания и сооружения: пищеблок, буфетные, изолятор, медицинские кабины, прачечную, душевые, умывальные, ногомойки, туалеты, кабины личной гигиены девочек.
Температура горячей воды, подаваемой к душам и умывальникам, должна быть не ниже 37 град. С и не выше 60 град. С (с учетом устройства смесителей с холодной водой).
2.7.4. К системе горячего водоснабжения должны присоединяться нагревательные приборы в помещениях для сушки верхней одежды и обуви детей (в приемных и раздевальных), а также полотенцесушители при столовых и в туалетных.
2.7.5. В качестве нагревательных приборов отопительной системы допускается применять радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Печное отопление допускается только в 1-этажных зданиях. Топка устраивается в коридоре. Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива.
2.7.6. Нагревательные приборы системы отопления в помещениях должны располагаться под оконными проемами, иметь регуляторы температуры и ограждаться съемными деревянными решетками. Не следует устраивать ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.
2.8. Требования к организации режима дня
2.8.1. Рациональная организация режима дня воспитанников специализированных учреждений является существенным элементом лечебно-оздоровительных мероприятий и социально-психологической реабилитации. Построение режима дня воспитанников должно основываться на дифференцированном подходе к детям разного возраста с учетом их соматического и психического состояния здоровья.
2.8.2. Продолжительность ночного сна должна составлять: для воспитанников дошкольного возраста - не менее 10 - 11 часов, младшего и среднего школьного возраста - не менее 9 - 10 часов, старшего школьного возраста - не менее 8,5 часов. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для ослабленных детей старшего возраста должен быть организован дневной сон продолжительностью не менее 2 часов. В разновозрастных группах для воспитанников как дошкольного, так и младшего школьного возраста укладывать спать первыми и подымать последними следует детей младшего возраста, а также детей с трудным засыпанием и чутким сном. Во время сна детей (ночного и дневного) присутствие воспитателя (или его помощника) обязательно.
2.8.3. Продолжительность прогулки для детей дошкольного возраста в первой половине дня должна составлять не менее 1,5 - 2 часов, во второй половине дня - не менее 1,5 часов. Для детей младшего школьного возраста продолжительность прогулки составляет не менее 3,5 часов, для детей среднего школьного возраста - не менее 3 часов, детей старшего школьного возраста - не менее 2,5 часов.
В выходные дни и каникулярное время продолжительность пребывания детей на воздухе увеличивается на 1,5 - 2 ч (занятия по интересам, экскурсии, походы, спортивные соревнования и т.п.).
2.8.4. Питание воспитанников организуют не менее 4 раз в день с интервалами не более 3,5 часов для детей дошкольного возраста и не более 4 часов для детей школьного возраста.
2.8.5. Для воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и в психологическом статусе, в специально отведенное время следует предусматривать лечебно-оздоровительные мероприятия и психолого-педагогическую реабилитацию.
2.8.6. В период пребывания детей в приемном отделении специализированного учреждения продолжительность прогулки, дневного и ночного сна воспитанников может быть увеличена с учетом их индивидуальных потребностей.
2.8.7. Развивающие занятия для дошкольников проводят преимущественно в первую половину дня. Задания на занятиях статического и двигательного характера следует давать дифференцированно с учетом возраста, уровня развития, способности детей и состояния здоровья.
Занятия в разновозрастной группе дошкольников следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятиям детей более младшего возраста. Продолжительность одного занятия - не более 20 мин. Для детей 3 - 4 лет допускается проведение 2-х занятий в течение дня, а для детей 5 - 7 лет - не более 3-х занятий. В выходные дни занятия не проводят.
2.8.8. Длительность перерывов между развивающими занятиями дошкольников - не менее 10 мин. Их следует проводить в форме подвижных игр умеренной интенсивности с включением коррекционных упражнений (коррекция и профилактика нарушений осанки, плоскостопия, близорукости).
2.8.9. Для детей, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья, в недельное расписание занятий должно быть включено не менее 3-х занятий по физическому воспитанию. Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет, не имеющих медицинских противопоказаний и при наличии соответствующей одежды, следует круглогодично проводить на воздухе. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число физкультурных занятий проводят на открытом воздухе.
2.8.10. Работа по физическому воспитанию должна осуществляться при регулярном контроле со стороны медицинского персонала учреждения. Дети с отклонениями в состоянии здоровья и выздоравливающие после острых заболеваний должны заниматься по щадящей программе, составленной с учетом рекомендаций медицинского персонала, или лечебной физкультурой.
2.8.11. Трудовое обучение детей 5 - 7 лет следует проводить в форме самообслуживания (помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями).
2.8.12. В режиме дня детей дошкольного возраста необходимо выделить время - не менее 1,5 часов - для игр и занятий по интересам и желанию.
2.8.13. Длительность просмотра телепередач и диафильмов для детей-дошкольников должна быть не более 30 мин. Просмотр детских кинофильмов - не чаще 2 раз в неделю. Для профилактики нарушений сна между сном и ужином детей необходимо предусмотреть спокойные тихие игры или занятия без чрезмерной двигательной активности.
2.8.14. Длительность приготовления уроков не должна превышать:
для учащихся 2 класса - 1,5 часов,
для учащихся 3 - 4 классов - 2 часов,
для учащихся 5 - 6 классов - 2,5 часов,
для учащихся 7 - 8 классов - 3 часов,
для учащихся 9 - 11 классов - 4 часов.
Обучение в 1 классе проводят без домашних заданий.
Порядок выполнения домашних заданий выбирается самими воспитанниками по собственному усмотрению. По завершении отдельных этапов работы, но не более чем через 30 - 40 мин., им следует предоставлять возможность индивидуальных перерывов.
2.8.15. После окончания самоподготовки и прогулки свободное время воспитанников должно заполняться различными видами деятельности эмоционального, спортивного, трудового характера (кружки, зрелищные мероприятия, занятия по выбору). Длительность занятия в кружках для воспитанников младшего школьного возраста - не более 1 часа, для детей среднего и старшего школьного возраста - не более 1,5 часов и не более 2 раз в неделю. Не рекомендуется участие одного воспитанника более чем в 2-х различных кружках.
2.8.16. При проведении кружковых занятий с использованием компьютеров необходимо учитывать возрастные регламенты непрерывной работы с ними:
- для дошкольников 5 - 6 лет - не более 10 мин.;
- для учащихся 1 - 5 классов - не более 15 мин.;
- для учащихся 6 - 7 классов - не более 20 мин.;
- для учащихся 8 - 9 классов - не более 25 мин.;
- для учащихся 10 - 11 классов - не более 30 мин.
Для профилактики зрительного утомления после работы с компьютером проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз - 1 - 2 мин., в середине занятия - перерыв для организации подвижного отдыха длительностью 10 мин.
Не используется компьютер одновременно для занятий двух и более детей независимо от их возраста.
Занятия воспитанников с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста). Используемая компьютерная техника должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее ее безопасность для детей.
2.8.17. Просмотр телевизионных передач, сопряженный со значительной зрительно-психической нагрузкой, не должен превышать в день для младших школьников 1 ч, для детей более старшего возраста - 1,5 ч и не чаще 2 раз в неделю.
2.8.18. Мероприятия эмоционального и двигательного характера проводят до ужина.
2.8.19. Трудовое воспитание включает в себя самообслуживание, работу на приусадебном участке, работу в мастерских в соответствии с содержанием программ трудового обучения и интересами воспитанников. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к участию в посильном общественно полезном труде по согласованию с медицинским работником.
2.8.20. При организации трудового обучения подростков на базе других организаций необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
2.8.21. Перед выполнением тех или иных работ в учреждениях социальной реабилитации для несовершеннолетних педагоги проводят обязательный инструктаж и обучают детей рациональным приемам и правилам безопасности при их выполнении. Используемый для работы инвентарь должен соответствовать росту и возрастным возможностям воспитанников.
2.8.22. Не допускается привлекать воспитанников к выполнению следующих видов работ: очистке осветительной арматуры; мытью окон; уборке санитарных узлов и мест общего пользования (лестничных площадок, пролетов, коридоров); ручной стирке постельного белья; очистке выгребных ям и мусоросборников; очистке крыш и проезжих улиц от снега; обслуживанию котельных; проведению текущей дезинфекции, дезинсекции, дератизации; к выполнению работ, связанных с использованием ядохимикатов, сбором вторичного сырья; к работам на пищеблоке, а также любым видам работ в ночное время и связанным с переносом (передвижением) тяжестей свыше норм, установленных для подростков (приложение 3).
К выполнению работ с использованием бытовых машин и приборов (стиральные машины, пылесосы и др.) допускаются воспитанники не моложе 14 лет при условии контроля со стороны обслуживающего персонала.
III. Требования к оборудованию пищеблока
и технологии приготовления пищи
3.1. Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также типовой инструкции по охране труда при работе в пищеблоках.
3.2. Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, следует приобретать цельнометаллические из нержавеющей стали или дюралюминия. Столы, покрытые оцинкованным железом (с закругленными углами), допускаются только для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы. Для разделки теста используют столы с деревянными гладко выструганными и плотно подогнанными, без щелей, крышками.
3.3. Для разделки сырых и готовых продуктов следует выделять отдельные разделочные столы, ножи и доски из деревьев твердых пород (дуб, бук, ясень, береза) без щелей и зазоров, гладко выструганные.
Разделочные доски и ножи следует промаркировать: "СМ" - сырое мясо, "ВМ" - вареное мясо, "СК" - сырые куры, "СР" - сырая рыба", "ВР" - вареная рыба, "СО" - сырые овощи, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "РГ" - рыбная гастрономия, "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Хлеб", "Зелень".
Разделочные доски моют с использованием разрешенных моющих средств, ополаскивают и ошпаривают кипятком.
После мытья и просушивания доски хранят непосредственно на рабочих местах в металлических кассетницах либо в подвешенном состоянии.
3.4. Технологическое оборудование, инвентарь, кухонная посуда, тара выполняются из материалов, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Рекомендована посуда из нержавеющей стали. Алюминиевая посуда может использоваться только для приготовления и кратковременного хранения пищи. Не допускается использование эмалированной посуды с трещинами или отбитой эмалью.
3.5. Технологическое оборудование для обработки сырых и готовых продуктов следует маркировать, по окончании работы тщательно промывать с добавлением разрешенных моющих средств, ошпаривать кипятком или прожаривать в духовых шкафах или на электроплитах.
Кухонную посуду следует хранить на специальных полках и стеллажах, мелкий инвентарь - в шкафах.
3.6. Столовую посуду следует приобретать фарфоровую или фаянсовую, а столовые приборы - из нержавеющей стали.
Не допускается алюминиевая и пластмассовая посуда.
Посуду с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированную не используют.
3.7. Мытье кухонной посуды и инвентаря проводят в двухсекционных моечных ваннах, подсоединенных к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Варочные котлы после освобождения от остатков пищи моют горячей водой (50 град. С) с добавлением моющего средства, ополаскивают, просушивают.
Чистые кухонную посуду и инвентарь хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола.
3.8. Мытье столовой посуды производится ручным способом или механическими моечными машинами.
Для мытья ручным способом оборудуются трехсекционные ванны для столовой посуды и приборов и двухсекционные ванны - для стаканов, чашек. Ванны должны иметь воздушные разрывы в месте присоединения к канализационной сети.
Независимо от наличия посудомоечной машины в моечной столовой посуды рекомендуется иметь пятисекционную моечную ванну, при количестве воспитанников до 30 человек допускается трехсекционная моечная ванна.
В группах для детей дошкольного возраста допускается мытье посуды в двухсекционной ванне.
3.9. Режим мытья столовой посуды и столовых приборов ручным способом:
- механическое удаление остатков пищи;
- мытье в воде температурой не ниже 40 град. С с добавлением моющих средств (приложение 3);
- мытье во второй ванне в воде той же температуры с добавлением моющих средств, но в количестве в два раза меньшем, чем в первой секции;
- ополаскивание посуды, помещенной в металлические сетки с ручками, горячей проточной водой температурой не ниже 65 град. С или с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
- просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.
Столовые приборы после обработки ручным способом прокаливают в духовых, пекарских, сухожаровых шкафах в течение 10 минут и хранят в металлических кассетницах в вертикальном положением (ручками вверх). Хранение их на подносах россыпью не допускается.
Режим мытья стеклянной (чайной) посуды:
- мытье водой при температуре не ниже 40 град. С с добавлением моющих средств;
- ополаскивание посуды проточной водой с температурой не ниже 65 град. С.
3.10. При использовании посудомоечной машины обработка посуды проводится согласно инструкции к машине.
3.11. Чистую посуду хранят в специальных шкафах и на закрытых полках.
3.12. Щетки для мытья посуды после окончания работы очищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45 град. С с добавлением моющих средств, кипятят 10 - 15 минут либо дезинфицируют (0,5% раствор хлорамина - 30 мин.), ополаскивают, просушивают и хранят в промаркированной таре.
3.13. Дезинфекцию посуды проводят ежедневно в конце дня. В случае возникновения инфекционных заболеваний обработка посуды проводится по предписанию эпидемиолога.
3.14. В моечных отделениях вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств.
3.15. Обеденные столы после каждого приема пищи (если они не покрыты скатертями) промывают горячей водой с моющим средством и ополаскивают.
3.16. Мытье оборотной тары производят в специально выделенном помещении.
3.17. Транспортировка пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом, имеющим оформленные в установленном порядке санитарные паспорта. Кузов автотранспорта изнутри обивается материалом, легко поддающимся санитарной обработке, и оборудуется стеллажами. Лицам, занятым погрузкой и выгрузкой продуктов, следует пользоваться санитарной одеждой (халат, колпак, рукавицы) и иметь медицинскую книжку с отметками о прохождении осмотров, результатах лабораторных исследований и прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
3.18. Продукты перевозятся в закрытой и маркированной таре, которую в дальнейшем не используют для хранения сырья и готовой продукции на пищеблоке. После каждого употребления тару очищают и промывают в специальной мойке горячей водой с добавлением кальцинированной соды (20 г препарата на 1 л воды), затем ополаскивают проточной водой температурой не ниже 65 град. С; тара хранится на стеллажах в специально отведенном месте. Допускается пользование оборотной тарой.
3.19. Мытье транспорта для перевозки продуктов производится на автобазах по принадлежности машин либо организацией-владельцем в соответствии с требованиями по санитарной обработке машин.
3.20. Поступающие в специализированное учреждение пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной чистой таре. Качество продуктов проверяет кладовщик и медицинский работник. Медицинский работник делает запись в бракеражном журнале сырых продуктов.
3.21. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений не допускается принимать: продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность; мясо всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; сельскохозяйственную птицу и рыбу без ветеринарного свидетельства, непотрошеную птицу (кроме дичи); яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, утиные и гусиные яйца; консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы, "хлопуши", банки со ржавчиной, деформированные, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями и механическими примесями; овощи и фрукты с признаками гниения и наличием плесени; грибы; пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности; продукцию домашнего изготовления.
3.22. Хранение продуктов следует организовывать в кладовых помещениях либо в таре поставщика (ящики, коробки, бидоны), либо в маркированной производственной таре. Продуктовые кладовые используются для складирования хозяйственного инвентаря и других целей.
3.23. Муку, сахар, крупу, макаронные изделия следует размещать в кладовых для сухих продуктов, оборудованных стеллажами и ларями; овощи - в погребах, овощехранилищах, кладовых для овощей; скоро- и особо скоропортящиеся продукты - в холодильных камерах, снабженных термометрами.
3.24. Следует выделять отдельные камеры (шкафы, бытовые холодильники) для хранения сырых, готовых продуктов, а также суточного запаса продуктов. Хлеб рекомендуется хранить в отдельной кладовой.
Температурно-влажностный режим в кладовых и производственных помещениях контролируется специальными приборами (термометр, психрометр).
Хранение скоропортящихся продуктов осуществляется в соответствии с температурными режимами, установленными санитарными правилами для конкретных видов продукции. Особо скоропортящиеся продукты хранятся в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов (приложение 4).
При установлении факта порчи продуктов их отбраковка осуществляется в установленном порядке.
IV. Гигиенические требования к организации
питания воспитанников
4.1. При организации питания в специализированных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания детей (Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 17, п. 2). Физиологические нормы суточной потребности основных пищевых веществ для детей разного возраста представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Физиологические нормы суточной потребности детей
от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии <*>
--------------------------------
<*> Через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).
Пищевые вещества |
Возраст детей (лет) | |||||
1 – 3 |
4 – 6 |
6 (школьники) |
7 – 10 |
11–13 |
14–17 | |
Белки (г),
|
53 37 |
68 44 |
69 45 |
77 46 |
90/82 54/49 |
98-90 59-54 |
Жиры (г) |
53 |
68 |
67 |
79 |
92/84 |
100/90 |
Углеводы |
212 |
272 |
285 |
335 |
390/355 |
425/360 |
Минеральные вещества (мг): |
|
|
|
|
|
|
Кальций |
800 |
900 |
1000 |
110 |
1200 |
1200 |
Фосфор |
800 |
1350 |
1500 |
1650 |
1800 |
1800 |
Магний |
150 |
200 |
250 |
250 |
300 |
300 |
Железо |
10 |
10 |
12 |
12 |
15/18 |
15/18 |
Цинк |
5 |
8 |
10 |
10 |
15/12 |
15/12 |
Йод |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
0,10 |
0,10 |
0,13 |
Витамины: |
|
|
|
|
|
|
С (мг) |
45 |
50 |
60 |
60 |
70 |
70 |
А (мкг рет.экв) |
450 |
500 |
500 |
700 |
1000/800 |
1000/800 |
Е (мг ток.экв). |
5 |
7 |
10 |
10 |
12/10 |
15/12 |
Д (мкг) |
10 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
В1 (мг) |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
1,4/1,3 |
1,5/1,3 |
В2 (мг) |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
1,7/1,5 |
1,8/1,5 |
В6 (мг) |
0,9 |
1,3 |
1,3 |
1,6 |
1,8/1,6 |
2,0/1,6 |
Ниацин (мг) |
10 |
11 |
13 |
15 |
18/17 |
20/17 |
Фолац (мкг) |
100 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
В12 |
0,9 |
1,3 |
1,3 |
1,6 |
1,8/1,6 |
2,0/1,6 |
Энерг.цен. (ккал) |
1540 |
1970 |
2000 |
2350 |
1750/ 2500 |
3000/ 2600 |
4.2. Рациональное питание предусматривает выполнение режима питания. Оптимальным является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5 - 4 часа. Суточная калорийность распределяется: завтрак - 25% калорий, обед - 35%, полдник - 10%, ужин - 25%, второй ужин (перед сном) - 5% в виде кисломолочного напитка с хлебом, печеньем.
4.3. Рацион питания должен включать разнообразный ассортимент продуктов (приложение 5). Нормы питания должны соответствовать нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (приложение 6).
Для истощенных, ослабленных детей, а также для подростков, значительно превышающих нормы физического развития, по заключению врача может быть обеспечено дополнительное питание.
4.4. В учреждении следует иметь примерное 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных норм.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.04.2007 N 23)
Некоторые продукты, такие как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи следует включать в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2 - 3 раза в неделю.
Следует избегать повторения одних и тех же блюд в течение дня и на протяжении нескольких дней.
При отсутствии каких-либо продуктов следует подбирать им замену, равноценную по содержанию основных пищевых веществ, по таблице замены продуктов (приложение 7).
4.5. На основании примерного меню ежедневно медицинской сестрой, поваром и кладовщиком составляется меню-раскладка для детей дошкольного и школьного возраста. Допускается составление единого меню для различного возраста детей при условии указания в меню-раскладке разного расхода продуктов и выхода блюд в зависимости от возраста ребенка и с учетом норм продуктов. Рекомендуемые объемы порций для детей дошкольного и школьного возраста представлены в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Рекомендуемые объемы отдельных блюд для детей
разного возраста (г, мл)
Наименование блюд |
Возраст детей | |
от 3 до 6 лет |
школьники | |
Завтрак | ||
Каша (овощное блюдо) |
200 |
300 |
Яичное, творожное, мясное блюдо |
80 |
100 |
Кофе |
180-200 |
200 |
Обед | ||
Салат (закуска) |
60 |
80-100 |
Первое блюдо |
200 |
300-400 |
Второе блюдо из рыбы, мяса |
80 |
100-120 |
Гарнир |
130-150 |
180-230 |
Третье блюдо (компот, сок) |
180-200 |
200 |
Полдник | ||
Кефир, молоко |
200 |
200 |
Булочка, пирог |
80 |
100 |
Фрукты, ягоды |
150 |
200 |
Ужин | ||
Овощное, творожное блюдо или каша |
200 |
300 |
Печень, рыба, сосиски |
60 |
80-100 |
Молоко, чай |
200 |
200 |
Хлеб: Пшеничный ржаной |
100 60 |
150 200 |
4.6. Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомендуется использовать свежезамороженные овощи, фрукты, плодоовощные консервы, соки при соблюдении сроков их реализации.
В йоддефицитных регионах для приготовления блюд необходимо использовать йодированную соль.
4.7. С целью обеспечения детей витамином С следует проводить витаминизацию сладких блюд и напитков аскорбиновой кислотой из расчета 35% средней суточной потребности. Содержание аскорбиновой кислоты в одной порции витаминизированного блюда должно составлять:
- для детей 3 - 6 лет - 17 мг,
- для школьников 6 - 10 лет - 20 мг,
- для подростков 11 - 17 лет - 25 мг.
Витамин вводится в компот после его охлаждения до температуры 12 - 15 град. С (перед реализацией), а в кисели при охлаждении до 30 - 35 град. С, после чего кисель тщательно перемешивают и охлаждают до температуры реализации. Витаминизацию проводит и регистрирует в журнале медицинский работник.
Витаминизированные блюда не подогреваются.
Всем детям необходимо проводить профилактическую витаминизацию поливитаминными препаратами и включать в питание витаминно-минеральные напитки.
4.8. Кулинарная обработка пищевых продуктов проводится в соответствии с рецептурой блюд и технологией приготовления кулинарных изделий, с учетом соблюдения принципа организации щадящего питания для детей и подростков в организованных коллективах, в целях профилактики различных заболеваний органов пищеварения.
4.9. Овощи, предназначенные для винегретов и салатов, варят в неочищенном виде, а затем очищают в варочном цехе. Не следует заблаговременно варить овощи (накануне дня их использования). Заправляют винегреты и салаты растительным маслом непосредственно перед их выдачей.
4.10. Сырые овощи для приготовления салатов тщательно перебирают, удаляя нестандартные корнеплоды, хорошо промывают проточной водой, очищают и повторно тщательно промывают. Для профилактики иерсинеоза и псевдотуберкулеза овощи урожая прошлого года, употребляемые для салатов, допускаются только до марта следующего года.
Не проводится предварительное (до кулинарной обработки) замачивание овощей. При приготовлении салата из капусты снимают 3 верхних листа, которые могут быть использованы для приготовления супов, солянок.
Свежие овощи, зелень, фрукты, включая цитрусовые, тщательно моют проточной водой.
Следует соблюдать правила сохранности витаминов в корнеплодах и овощах: кожуру чистить тонким слоем, закладывать только в кипящую воду (вода должна покрывать овощи), варить под крышкой в течение времени, регламентированного для варки разных овощей.
4.11. Для приготовления гарниров макаронные изделия и рис после варки не следует промывать водой.
4.12. Котлеты и биточки из мясного и рыбного фарша, порционные куски рыбы обжаривают с двух сторон до образования поджаристой корочки, а затем доводят до готовности в жарочном шкафу при температуре 250 - 280 град. С в течение 5 - 7 минут. Допускается жарка в жарочном шкафу без предварительного обжаривания на плите при температуре 250 - 270 град. С в течение 20 - 25 минут.
4.13. Отварное мясо, птицу для первых и вторых блюд после порционирования заливают бульоном и кипятят в течение 5 - 7 минут. Сосиски, вареные колбасы отваривают без оболочки в течение 5 минут с момента закипания воды, закладывая их в кипяток небольшими партиями.
4.14. Яйца перед использованием обрабатывают в соответствии с санитарными требованиями.
При приготовлении омлета смесь яиц с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень слоем 2,5 - 3,0 см и готовят 8 - 10 минут при температуре жарочного шкафа 180 - 200 град. С. Омлет из меланжа не готовится.
Яйцо варят 10 минут с момента закипания воды.
4.15. Творожную запеканку выпекают в жарочном шкафу при температуре 180 - 200 град. С в течение 20 - 30 минут при высоте слоя 3 - 4 см. Сырники из творога после обжаривания подлежат повторной 3 - 5-минутной термической обработке в жарочном шкафу.
Молоко кипятят не более 2 - 3 минут.
4.16. В целях предупреждения возникновения и распространения пищевых отравлений запрещается:
- использовать остатки блюд от предыдущего приема и пищу, приготовленную накануне;
- изготовление макарон по-флотски, блинчиков с мясом, блинчиков с творогом из непастеризованного молока;
- использование сырого и пастеризованного фляжного молока, а также фляжного творога и сметаны без предварительного кипячения;
- переливание кисломолочных напитков (кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин) из потребительской тары в емкости; их порционируют непосредственно из бутылок, пакетов в стаканы перед раздачей пищи;
- использование простокваши-самокваса в качестве напитка, приготовление из него творога.
Творог и сметану в мелкой промышленной упаковке можно использовать в натуральном виде (без повторной термической обработки) при соблюдении сроков их годности и если это не запрещено территориальными центрами госсанэпиднадзора.
4.17. Не рекомендуется использовать в питании детей пищевые продукты, содержащие в своем составе ароматизаторы и красители искусственного происхождения, в том числе безалкогольные газированные напитки, кондитерские изделия, жевательную резинку и др.
Не рекомендуется использовать в питании детей сливочное масло, которое содержит в своем составе более 30% растительных компонентов.
4.18. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником или ответственным лицом (на момент отсутствия медработника) с обязательной отметкой вкусовых качеств и готовности, а также соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Медработник контролирует выход (вес) кулинарных изделий, для чего взвешивается 5 - 10 порций (котлет, рулета, запеканки). Вес порционных продуктов (сливочное масло, сыр) контролируется взвешиванием всех порций. Вес порции должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке.
При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо допускается к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков. В бракеражном журнале готовых блюд необходимо отмечать закладку основных продуктов: масла в каши и гарниры, сахара в третьи блюда и пр.
4.19. Ежедневно суточную пробу готовых блюд в объеме 100,0 г (штучные изделия целиком) отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты - в отдельную посуду), сохраняют в холодильнике при температуре +2 - +6 град. С не менее 48 часов. Контроль за правильностью отбора и хранения суточных проб осуществляет медицинский работник.
4.20. В учреждении следует организовать питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных норм и правил.
4.21. В целях профилактики пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний на пищеблоке необходимо четко выполнять санитарный режим.
В помещениях пищеблока ежедневно должна проводиться тщательная влажная уборка: подметание и мытье полов, удаление пыли с мебели, радиаторов, подоконников, мытье и дезинфекция раковин и унитазов. Еженедельно с применением моющих средств моют стены, двери, подоконники, очищают стекла и осветительную арматуру. Генеральную уборку следует проводить один раз в месяц с применением дезинфицирующих средств.
Инвентарь для уборки обеденного зала, производственных и бытовых помещений пищеблока должен быть раздельным и храниться в специально отведенном помещении или месте. Для обработки уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, забора воды для мытья пола необходимо предусмотреть поддон с подводкой холодной и горячей воды.
Ведра и ветошь для уборки туалетов должны иметь сигнальную окраску и храниться в специально отведенных местах.
При отсутствии помещения для уборочного инвентаря в тамбуре туалета должен быть оборудован отдельный кран на уровне 0,5 м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов.
Для сбора отходов и мусора в производственных помещениях необходимо устанавливать педальные бачки или металлические ведра с крышками, которые в конце рабочего дня очищают, промывают горячим 2% раствором кальцинированной соды, ополаскивают и просушивают.
Хранить пищевые отходы разрешается не более суток. С целью предупреждения выплода мух и уничтожения личинок 1 раз в 5 - 10 дней места сбора отходов необходимо обрабатывать одним из разрешенных в установленном порядке средств по борьбе с мухами.
Истребительные мероприятия проводятся с использованием инсектицидов, разрешенных к применению в соответствии с инструкцией по применению данных препаратов.
С целью предупреждения залета мух в помещения проводится засетчивание форточек и дверей сеткой с размером ячеек не более 2 мм.
4.22. На каждого работника пищеблока заполняется личная медицинская книжка, в которой отмечают результаты периодических медицинских обследований и сведения о гигиенической аттестации.
4.23. Персонал обязан соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви, надевать санитарную форму, подбирать волосы (под колпак или косынку), коротко стричь ногти, перед началом работы и после посещения туалета тщательно с мылом мыть руки, снимать санитарную одежду при посещении туалета.
4.24. Ежедневно перед началом рабочего дня каждый работник пищеблока обязан делать запись в журнале "Здоровье" (приложение 8).
4.25. Медицинский работник осуществляет контроль за своевременным и правильным заполнением журнала "Здоровье", а также проводит осмотр зева и открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний у работников пищеблока и детей, дежурных по столовой. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал.
Сотрудники пищеблока во время работы не носят ювелирные украшения, не покрывают лаком ногти, не застегивают одежду булавками, не курят на рабочем месте.
4.26. Руководитель учреждения обеспечивает организацию рационального питания. Медицинские работники проводят:
- проверку качества поступающих продуктов с записью в журнале бракеража сырой продукции;
- контроль за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков их реализации;
- оценку с гигиенических позиций технологии приготовления блюд (сохранность биологической ценности сырья и безопасность пищи);
- бракераж готовой пищи (выполнение меню, вкусовые качества, готовность) с регистрацией в журнале;
- осуществление С-витаминизации третьих блюд и напитков;
- контроль за правильностью отбора и хранением суточной пробы;
- контроль за санитарным содержанием пищеблока и качественной обработкой инвентаря и посуды;
- контроль за выполнением правил личной гигиены персоналом пищеблока, заполнением журнала "Здоровье";
- осмотр сотрудников пищеблока и детей - дежурных по столовой на наличие гнойничковых заболеваний и порезов;
- каждые 10 дней контроль за выполнением утвержденных норм продуктов питания для проведения своевременной коррекции в меню следующей декады;
- один раз в месяц анализирует качество питания и выполнение физиологических норм суточной потребности детей и подростков в пищевых веществах с подсчетом количества белков, жиров, углеводов и калорийности рациона;
- организация индивидуального питания детей с отклонениями в здоровье и после перенесенных заболеваний;
- гигиеническое обучение персонала, а также гигиеническое воспитание детей по вопросам правильного питания.
V. Требования к санитарному содержанию участка
помещений и дезинфекционные мероприятия
5.1. На территории участка проводят ежедневную уборку. Очистку мусоросборников следует проводить при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники дезинфицируют одним из способов, указанных в приложении 9. С целью предупреждения выплода мух и уничтожения личинок 1 раз в 5 - 10 дней места сбора отходов необходимо обработать одним из разрешенных в установленном порядке средств по борьбе с мухами.
5.2. Ежегодно весной проводят полную смену песка на игровых площадках учреждения. Песочницы на ночь закрывают крышками. В летние месяцы не реже 1 раза в месяц необходимо проверить песок на содержание яиц гельминтов. При загрязнении песка механическими, химическими примесями или яйцами гельминтов незамедлительно проводят его смену.
5.3. Повседневно в учреждении необходимо проводить санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическую дезинфекцию.
5.4. Все помещения подлежат влажной уборке с применением моющих средств и проветриванию не менее двух раз в день.
5.5. В спальнях влажную уборку проводят после дневного (если имеется) и ночного сна, в столовых - после каждого приема пищи с обязательным проветриванием помещения, в изоляторе - не реже 2 раз в день.
5.6. Ветошь, используемая для протирки столов в столовой, после употребления кипятится и просушивается.
5.7. При уборке мягкого инвентаря следует использовать пылесосы.
5.8. При проведении профилактической дезинфекции обязательной обработке с применением дезинфицирующих средств (приложение 9) подлежат места общего пользования: туалетные и ванные комнаты, душевые, буфет, столовая, санитарный пропускник, приемное отделение, медицинский кабинет, изолятор.
5.9. Профилактическую и текущую дезинфекцию осуществляют сотрудники учреждения под контролем медицинского персонала. Для проведения дезинфекции следует использовать наиболее доступные и простые в употреблении, а также безопасные для окружающих физические и химические средства, разрешенные в установленном порядке для применения в лечебно-профилактических учреждениях. Приготовление растворов дезинфицирующих средств проводится медицинским работником.
5.9. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации в учреждении. Сиденья на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей следует мыть теплой водой с мылом. Ванны, раковины, унитазы следует чистить квачами или щетками с использованием чистяще-дезинфицирующих средств, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение.
5.10. Генеральную уборку помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств следует проводить не реже 2-х раз в месяц. Во время генеральной уборки постельные принадлежности и ковры проветривают и выколачивают на улице.
5.11. При возникновении случаев инфекционных заболеваний ребенка помещают в изолятор до госпитализации под наблюдение медработника, в учреждении устанавливают карантин, у постели больного проводят текущую дезинфекцию. В период карантина проводят мероприятия, направленные на предотвращение дальнейшего распространения инфекции, в том числе дезинфекционную обработку помещений, твердого и мягкого инвентаря, оборудования, посуды и других объектов, одним из разрешенных дезинфицирующих средств (приложение 9). Остатки пищи больного в изоляторе обеззараживают кипячением в течение 15 мин. или засыпают хлорной известью.
5.12. После госпитализации инфекционного больного проводится заключительная дезинфекция юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на данный вид деятельности.
5.13. Постельные принадлежности (подушки, одеяла, матрацы) по эпидемиологическим показаниям следует подвергать камерной дезинфекции или разрешенными средствами в установленном порядке (приложение 9).
5.14. Уборочный инвентарь маркируется и хранится в специальных шкафах или помещениях. Инвентарь, используемый для уборки туалетов, должен храниться отдельно и иметь сигнальную маркировку. После использования инвентарь промывается горячей водой с моющими средствами.
5.15. Не реже 1 раза в 7 дней следует проводить банные дни. В банные дни меняют постельное, нательное белье и полотенца. При необходимости белье меняют чаще. Необходимо иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец (для лица и ног) на каждого воспитанника.
5.16. Матрацы должны быть снабжены 2 сменами наматрасников, смена которых производится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц.
5.17. Грязное белье собирается и сортируется в отдельном помещении для сбора грязного белья. Разбор грязного белья следует проводить в спецодежде. Грязное белье необходимо сложить в двойной мешок из материи, клеенки или пластиковый и отправить в прачечную.
Матерчатые мешки следует выстирать, клеенчатые или пластиковые - протереть горячим мыльным или содовым раствором.
5.18. Чистое белье из прачечной поступает в двойных мешках. Перед поступлением в группу верхний мешок следует снять. Чистое белье хранится в шкафах или на стеллажах в специальном помещении для хранения чистого белья.
5.19. Все работники социальных учреждений должны проходить обязательные профилактические медицинские осмотры в установленном порядке и иметь личные медицинские книжки с отметкой периодических медицинских обследований и сведениями о сдаче санитарного минимума.
VI. Профилактика контагиозных гельминтозов
(энтеробиоз и гименолепидоз)
6.1. Профилактика энтеробиоза и гименолепидоза включает меры по оздоровлению источников заболеваний, предупреждение передачи возбудителя, санитарное просвещение, инструктаж медицинского и обслуживающего персонала учреждения.
6.2. При поступлении ребенка в специализированное учреждение непосредственно из стационара, где проводилось обследование на гельминтозы (при необходимости проведена дегельминтизация и документально подтверждена), ребенок направляется непосредственно в группу без повторного обследования.
6.3. При поступлении ребенка в специализированное учреждение с улицы или из лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), где не проводилось обследование на гельминтозы и дегельминтизация или отсутствует запись в сопроводительных документах, ребенка помещают в приемное отделение, где следует проводить обследование на гименолепидозы. Для более полного выявления контагиозных гельминтозов поступившему ребенку проводят 3-кратное обследование через 1 - 3 дня на пораженность острицами, через 10 - 20 дней - на пораженность карликовым цепнем.
Выявленных инвазивных детей необходимо зарегистрировать в журнале "Инфекционные заболевания" (учетная форма 0604) и провести химиотерапию (химиопрофилактику) силами медицинского персонала учреждения.
6.4. При выявлении контагиозных гельминтозов у воспитанников или персонала учреждения обследованию на инвазированность одновременно подвергаются все воспитанники и обслуживающий персонал учреждения.
При однократном обследовании и выявлении 15% и более инвазированных острицами необходимо проводить химиопрофилактику всем детям и обслуживающему персоналу.
При переводе детей из одного детского учреждения в другое, а также вновь поступающих необходимо обследовать на наличие контагиозных гельминтозов.
6.5. Во время эпиднеблагополучия по контагиозным гельминтозам в период лечения детей и на ближайшие 3 дня после его окончания необходимо:
- ежедневно проводить 2 раза (утром и вечером) влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора с последующей обработкой тряпок крутым кипятком;
- ковры, дорожки, мягкие игрушки пропылесосить или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно, то проветрить на открытом воздухе и убрать до завершения заключительной дезинвазии);
- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы, подушки обрабатывать пылесосом; одеяла и постельное белье не рекомендуется встряхивать в комнате;
- нательное и постельное белье ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом;
- каждый ребенок должен иметь ежедневно сменяемое полотенце;
- ногти на руках детей и персонала детских учреждений должны быть коротко острижены;
- осуществлять надзор за соблюдением детьми правил личной и общественной гигиены;
- на ночь перед сном и утром после сна больных энтеробиозом детей мыть под душем теплой водой с мылом. Особенно тщательно мыть промежности, бедра, ягодицы, поясницу, руки, на ночь больным энтеробиозом рекомендуется надевать плотные трусики с резинками на бедрах, а в перианальную область закладывать ватный тампон с вазелином. Утром тампон удалить и обдать кипятком перед уничтожением.
6.6. Заключительную дезинвазию необходимо проводить на 3-й день после окончания курса лечения:
- сменить постельное и нательное белье, полотенца, одежду, занавески, скатерти;
- игрушки, поддающиеся мытью, вымыть горячей водой с мылом (температура не ниже 60 град. С);
- кукольную одежду выстирать и прогладить;
- сменить песок в песочницах.
6.7. После заключительной дезинвазии необходимо осуществлять комплекс следующих мероприятий:
- следить за тем, чтобы ногти на руках детей были коротко острижены;
- детям прививать навыки личной гигиены, персоналу бороться с привычкой грызть ногти и сосать пальцы;
- проводить 2 раза в день влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора с последующей обработкой тряпок кипятком;
- проводить занятия по санитарному минимуму с обслуживающим персоналом; систематически проводить противомышиные мероприятия, дератизацию.
Необходимо также осуществлять комплекс следующих мероприятий:
- обеспечение нормативным количеством постельного белья, чехлами на матрацы, индивидуальными полотенцами, достаточным количеством мыла;
- строгое соблюдение маркировки постельного белья, полотенец, уборочного инвентаря;
- хранение зубных щеток и посуды для полоскания рта в отдельных ячейках в помещениях, изолированных от санитарного блока;
- ежедневная обработка поддающихся мытью игрушек горячей водой с мылом, проглаживание кукольной одежды;
- ежедневная очистка от пыли мягких игрушек; ежедневная обработка умывальников, кранов, ручек дверей, стульчаков, пола в уборных и горшков после их употребления горячей водой с применением моющих средств;
- обслуживающий персонал должен мыть руки и менять халаты после уборки помещений и обработки горшков;
- инвазированных детей не назначать дежурными по раздаче пищи;
- песок в песочницах необходимо менять один раз в месяц.
В спортивных залах после занятий необходимо проводить сквозное проветривание, ежедневную влажную уборку.
VII. Основные мероприятия, проводимые медицинским
персоналом в специализированных учреждениях
7.1. Медицинские работники специализированных учреждений проводят:
- медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных;
- в случае выявления педикулеза мероприятия по борьбе со вшами с использованием педикулоцидов, разрешенных к применению в установленном порядке;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;
- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;
- информирование руководителей учреждения, воспитателей, педагогов по физическому воспитанию и трудовому обучению о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
- ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев, транспортирование в стационар;
- сообщение в территориальные учреждения здравоохранения и центры госсанэпиднадзора о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2-х часов после установления диагноза в установленном порядке <*>;
--------------------------------
<*> Суммарная информация о гриппе, острых инфекциях верхних дыхательных путей, энтеробиозе ежемесячно передается в центры госсанэпиднадзора.
- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;
- организацию и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию "дней здоровья", игр, викторин на медицинскую тему;
- медицинский контроль за организацией физического воспитания и трудового обучения, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;
- контроль за работой пищеблока и питанием детей;
- ведение медицинской документации (приложение 10).
VIII. Обязанности руководителя специализированного
учреждения и медицинского персонала
8.1. Руководитель специализированного учреждения организует и обеспечивает:
- наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения;
- выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;
- организацию производственного и лабораторного контроля;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
- своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке;
- организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года в установленном порядке;
- выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;
- наличие санитарного журнала установленной формы;
- условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;
- эффективную работу санитарно-технического, технологического, холодильного и другого оборудования учреждения;
- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
- организацию санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.
8.2. Медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического и учебно-воспитательного режима, питания и проведения оздоровительных мероприятий.
8.3. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Приложение 1
к СанПиН 2.4.1201-03
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
N мебели по ГОСТам |
Группа роста |
Цвет маркировки |
1 |
110 - 115 |
оранжевый |
2 |
115 - 130 |
фиолетовый |
3 |
130 - 145 |
желтый |
4 |
145 - 160 |
красный |
5 |
160 - 175 |
зеленый |
6 |
175 и выше |
голубой |
Приложение 2
к СанПиН 2.4.1201-03
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА
Процедурный кабинет должен иметь:
- шкаф для инструментов и медикаментов;
- одноразовые шприцы, термометры, тонометр, элекроотсос;
- холодильник для хранения бактериологических препаратов с маркированными полками;
- шкаф с набором средств противошоковой терапии;
- медицинскую кушетку;
- биксы со стерильным материалом;
- стол или шкаф для хранения медицинской документации;
- емкости с дезинфицирующими растворами;
- бактерицидные облучатели;
- средства противошоковой терапии.
Приложение 3
к СанПиН 2.4.1201-03
Приложение
к Постановлению
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 7 апреля 1999 г. N 7
(зарегистрировано в Минюсте РФ
01.07.1999 N 1817)
НОРМЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ НАГРУЗОК
ДЛЯ ЛИЦ МОЛОЖЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРИ ПОДЪЕМЕ
И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТЯЖЕСТЕЙ ВРУЧНУЮ
Характер
|
Предельно допустимая масса груза (кг) | |||||||
Юноши (лет) |
Девушки (лет) | |||||||
14 |
15 |
16 |
17 |
14 |
15 |
16 |
17 | |
Подъем и
|
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Подъем и
|
|
|
|
|
|
|
|
|
│- постоянно
|
6 |
7 |
11 |
13 |
3 |
4 |
5 |
6 |
│- при
|
12 |
15 |
20 |
24 |
4 |
5 |
7 |
8 |
Суммарная масса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
│- подъем
|
400 |
500 |
1000 |
1500 |
180 |
200 |
400 |
500 |
- подъем с пола |
200 |
250 |
500 |
700 |
90 |
100 |
200 |
250 |
Приложение 4
к СанПиН 2.4.1201-03
СРОКИ ХРАНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ОСОБО СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ
Наименование продукта |
Сроки хранения и реализации
|
1 |
2 |
Мясные крупнокусковые полуфабрикаты |
48 |
Печень замороженная |
48 |
Печень охлажденная |
24 |
Мясо птицы, кролика охлажденное |
48 |
Мясо птицы, кролика замороженное |
72 |
Колбасы вареные: |
|
высшего сорта |
72 |
первого сорта |
48 |
Сосиски, сардельки мясные высшего,
|
48 |
Молоко пастеризованное, сливки, ацидофилин |
36 |
Кефир |
36 |
Простокваша |
24 |
Творог жирный, обезжиренный, диетический |
36 |
Сметана |
72 |
Сырково-творожные изделия |
36 при температуре
|
Сыры сливочные в коробочках: |
|
из полистирола и др. полимерных материалов
острый, советский |
48 72 |
Масло сливочное брусочками |
6 |
Рыба всех наименований охлажденная |
24 при температуре
|
Рыба и рыбные товары всех
|
48 при температуре
|
Овощи отварные неочищенные |
6 |
Приложение 5
к СанПиН 2.4.1201-03
АССОРТИМЕНТ
ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
Мясо и мясопродукты:
- говядина I и II категорий;
- телятина;
- мясо птицы (курица, индейка);
- мясо кролика;
- сосиски и сардельки (говяжьи), не чаще чем 1 - 2 раза в неделю;
- колбасы вареные (докторская, отдельная и др.), не чаще 1 - 2 раз в неделю, после тепловой обработки;
- субпродукты (печень говяжья, язык).
Рыба и рыбопродукты: треска, хек, минтай, ледяная рыба, судак, сельдь (соленая).
Яйца куриные - в виде омлетов или в вареном виде.
Молоко и молочные продукты:
- молоко (2,5%, 3,2%, 3,5% жирности) пастеризованное, стерилизованное, сухое;
- сгущенное молоко (цельное и с сахаром), сгущенно-вареное молоко;
- творог (9% и 18% жирности; 0,5% жирности - при отсутствии творога более высокой жирности) после термической обработки;
- сыр неострых сортов (твердый, мягкий, плавленый, колбасный без специй);
- сметана (10%, 15%, 30% жирности) после термической обработки;
- кефир;
- йогурты (предпочтительнее не подвергшиеся термической обработке - "живые", молочные и сливочные);
- ряженка, варенец, бифидок и др. кисломолочные продукты промышленного выпуска;
- сливки (10%, 20% и 30% жирности).
Пищевые жиры:
- сливочное масло (в том числе крестьянское);
- растительное масло (подсолнечное, кукурузное, соевое - только рафинированное; рапсовое, оливковое) в салаты, винегреты, сельдь, вторые блюда; ограничено для обжаривания в смеси с маргарином.
Кондитерские изделия:
- конфеты (предпочтительнее зефир, пастила, мармелад), карамель, шоколадные - не чаще одного раза в неделю;
- галеты, печенья, крекеры, вафли, кексы (предпочтительнее с минимальным количеством пищевых ароматизаторов);
- пирожные, торты (песочные и бисквитные, без крема);
- джемы, варенье, повидло, мед - промышленного выпуска.
Овощи:
- картофель, капуста белокочанная, капуста цветная, морковь, свекла, огурцы, томаты, кабачки, патиссоны, лук, чеснок (для детей дошкольного возраста - с учетом индивидуальной переносимости), петрушка, укроп, сельдерей, томатная паста, томат-пюре.
Фрукты:
- яблоки, груши, бананы, ягоды (за исключением клубники); цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны) с учетом индивидуальной переносимости;
- сухофрукты.
Бобовые: горох, фасоль, соя.
Соки и напитки:
- натуральные отечественные и импортные соки и нектары промышленного выпуска (осветленные и с мякотью), предпочтительно в мелкоштучной упаковке;
- напитки промышленного выпуска на основе натуральных фруктов;
- витаминизированные напитки промышленного выпуска без консервантов и искусственных пищевых добавок;
- кофе (суррогатный), какао, чай.
Консервы:
- говядина тушеная (в виде исключения (при отсутствии мяса) для приготовления первых блюд);
- лосось, сайра (для приготовления супов);
- компоты, фрукты дольками, баклажанная и кабачковая икра;
- зеленый горошек;
- томаты и огурцы стерилизованные.
Хлеб, крупы, макаронные изделия - все виды без ограничения.
Дополнительно при наличии финансовых возможностей в питании детей могут использоваться:
- икра осетровая и лососевая зернистая (не чаще 1 раза в 2 недели); рыба соленая красная (предпочтительнее горбуша, кета) - не чаще 1 раза в 2 недели;
- тропические фрукты (манго, киви, гуава и др.) - с учетом индивидуальной переносимости.
Приложение 6
к СанПиН 2.4.1201-03
НОРМЫ
ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГРАММАХ В ДЕНЬ)
|
Возраст детей | |
от 3 до 6 лет |
школьники | |
Хлеб ржаной |
60 |
150 |
Хлеб пшеничный |
100 |
200 |
Мука пшеничная |
35 |
35 |
Мука картофельная |
3 |
3 |
Крупа, бобовые, макаронные изделия |
45 |
75 |
Картофель |
300 |
400 |
Овощи, зелень |
400 |
470 |
Фрукты свежие |
260 |
250 |
Соки |
200 |
200 |
Фрукты сухие |
10 |
15 |
Сахар |
60 |
75 |
Кондитерские изделия |
25 |
25 |
Кофе (кофейный напиток) |
2 |
4 |
Какао |
1 |
2 |
Чай |
0,2 |
0,2 |
Мясо |
95 |
105 |
Птица |
25 |
70 |
Рыба (сельдь) |
60 |
110 |
Колбасные изделия |
10 |
25 |
Молоко, кисломолочные продукты |
550 |
550 |
Творог |
50 |
70 |
Сметана |
10 |
10 |
Сыр |
10 |
12 |
Масло сливочное |
35 |
50 |
Масло растительное |
12 |
18 |
Яйцо (штук) |
1 |
1 |
Специи |
2 |
2 |
Соль |
8 |
8 |
Дрожжи |
1 |
1 |
Продукты специального назначения
|
- |
- |
Примечания. 1. В летний оздоровительный период (до 90 дней), в воскресенье, праздничные и каникулярные дни сложившаяся норма расходов на питание увеличивается на 10% в день на каждого человека.
2. Разрешается производить замену отдельных продуктов питания в соответствии с таблицей замены продуктов по основным пищевым веществам.
3. Разрешается выдавать продукты питания или денежную компенсацию на время пребывания детей в семьях родственников или других граждан во время каникул, в праздничные и выходные дни.
Приложение 7
к СанПиН 2.4.1201-03
ТАБЛИЦА ЗАМЕНЫ НЕКОТОРЫХ ПРОДУКТОВ
Продукт |
Масса, г |
Продукт-заменитель |
Масса, г |
Мясо говядины |
100 |
Мясо кролика |
96 |
|
|
Печень говяжья |
116 |
|
|
Печень свиная |
107 |
|
|
Куры I категории |
110 |
|
|
Куры II категории |
97 |
|
|
Рыба (треска) |
125 |
|
|
Творог |
120 |
Молоко цельное |
100 |
Молоко сухое цельное в герметической упаковке |
11 |
|
|
Молоко сухое обезжиренное |
7,5 |
|
|
Молоко сгущенное с сахаром |
40 |
|
|
Творог 9% |
17 |
|
|
Мясо (говядина I кат.) |
14 |
|
|
Мясо (говядина II кат.) |
17 |
|
|
Рыба (треска) |
17,5 |
|
|
Сыр "Российский" |
12,5 |
|
|
Яйцо куриное |
22 |
Творог 9% |
100 |
Мясо (говядина) |
83 |
|
|
Рыба (треска) |
105 |
Яйцо куриное (1 шт.) |
41 |
Творог |
31 |
|
|
Мясо (говядина) |
26 |
|
|
Рыба (треска) |
30 |
|
|
Молоко цельное |
186 |
|
|
Сыр "Российский" |
20 |
|
|
Яичный порошок |
11,5 |
Рыба (треска) |
100 |
Мясо (говядина) |
87 |
|
|
Творог |
105 |
Картофель |
100 |
Капуста белокочанная |
111 |
|
|
Капуста цветная |
80 |
|
|
Морковь |
154 |
|
|
Свекла |
118 |
|
|
Бобы (фасоль) |
33 |
|
|
Горошек зеленый |
409 |
|
|
Горошек зеленый консервированный |
64 |
|
|
Кабачки |
300 |
Яблоки свежие |
100 |
Яблоки консервированные |
200 |
|
|
Сок яблочный |
90 |
|
|
Сок виноградный |
133 |
|
|
Сок сливовый |
133 |
|
|
Сухофрукты: Яблоки Чернослив Курага Изым |
12 17 8 22 |
Приложение 8
к СанПиН 2.4.1201-03
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ЖУРНАЛА "ЗДОРОВЬЕ"
N п/п |
Дата |
Фамилия, имя,
|
Отметка об
|
Отметка об
|
Контроль за
|
Личная под-
|
--------------------------------
<*> Острое кишечное заболевание.
Приложение 9
к СанПиН 2.4.1201-03
САНИТАРНО-ДЕЗИНФЕКЦИОННЫЙ РЕЖИМ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Наименование объекта |
Способ и режим обеззараживания |
1. Помещение (пол,
|
Обработку проводят способом протирания ве-
|
2. Ковры |
Дважды почистить щеткой, смоченной:
|
3. Игрушки |
Кипячение в 2% содовом растворе 15 мин.
|
4. Посуда больного,
|
Кипячение в воде или 2% растворе соды 15
|
5. Белье без видимых
|
Кипячение в 2% растворе соды или растворе
|
6. Белье, загрязнен-
|
Замачивание в одном из растворов из расчета
|
7. Постельные при-
|
Двукратно чистить щеткой, смоченной 1% рас-
|
8. Выделения больно-
|
Засыпание дезинфицирующим средством с пос-
|
9. Посуда из-под вы-
|
Погружение в один из дезинфицирующих раст-
|
10. Санитарно-техни-
|
Крышки унитазов мыть горячей мыльной водой.
|
11. Изделия медицин-
|
Погружение или протирание одним из дезинфи-
|
12. Изделия медицин-
|
Физические методы обеззараживания:
|
13. Руки персонала |
Для гигиенического обеззараживания руки об-
|
14. Мусоросборники |
Орошением одним из дезинфицирующих раство-
|
--------------------------------
<*> КГН - кальция гипохлорит нейтральный.
<**> ДВ - действующее вещество.
Примечание. При работе с дезинфицирующими средствами необходимо соблюдать правила по охране труда работников дезинфекционного дела:
- к работе с дезинфицирующими средствами не допускаются лица моложе 18 лет, беременные и кормящие матери;
- дезинфицирующие средства хранят в отдельном хорошо проветриваемом помещении, недоступном детям, отдельно от лекарственных средств;
- фасовку дезинфицирующих средств, приготовление рабочих растворов проводят в хорошо проветриваемом помещении, защищая органы дыхания ватно-марлевой повязкой, в халате, резиновых перчатках;
- обработку помещений и других объектов дезинфицирующими растворами проводят в спецодежде (шапочка, халат, резиновые перчатки, ватно-марлевая повязка). Работу выполняют в отсутствии детей. После дезинфекции помещение хорошо проветривают;
- обеззараживание белья, посуды, изделий медицинского назначения и других объектов методом погружения необходимо проводить в емкостях, закрывающихся крышками, в отдельных помещениях;
- допускается использование других дезинфицирующих средств, разрешенных Министерством здравоохранения в установленном порядке.
Приложение 10
к СанПиН 2.4.1201-03
ПЕРЕЧЕНЬ
НЕОБХОДИМОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Медицинская карта ребенка (Ф. 063/У).
Карта профилактических прививок (Ф. 063-У).
Рабочий журнал учета профилактических прививок (Ф. 029/У).
Журнал учета инфекционных заболеваний (Ф. 060/У).
Журнал учета и расходования бактерийных препаратов.