Отдел продаж: 8-800-707-41-80
Техподдержка: 8-800-100-58-90

29.01.2021

СанПиН-2021: что изменится в работе колледжей и вузов

1 января 2021 года Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 27 октября 2020 г. №32 в силу вступил СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее – СанПиН).


Новый СанПиН будет действителен до 1 января 2027 года.


В данной статье мы расскажем Вам об основных изменениях в новом СанПиН, касающихся организации питания в учебных заведениях средне-специального и высшего образования.



Изменения в документах по питанию

Учебным заведениям необходимо составить новые или обновить существующие служебные документы и локальные акты в соответствии с требованиями действующего СанПиН.


  1. Положение об организации питания

Положение об организации питания необходимо пересмотреть согласно новым санитарным правилам: заменить отменённые акты на действующие, добавить сведения о новых обязательных документах и т.д.


Также необходимо добавить к документам учёта новые. Это должны быть документы по процедурам ХАССП, например, рабочие листы, отчёты и т.п. Для описания документов по ХАССП используйте ГОСТ Р 51705.1-2001.



  1. Гигиенический журнал (сотрудники)

Осмотр работников пищеблока на заболевания должен проводиться ежедневно медицинским работником (при наличии) или назначенным ответственным лицом.


Результаты осмотров должны фиксироваться в гигиеническом журнале. Согласно СанПиН его можно вести в бумажной или электронной форме.


Рекомендуемая форма журнала представлена в приложении 1.



  1. Журнал учёта температуры и влажности в складских помещениях

Новая обязанность – ведение журнала учёта температуры и влажности в складских помещениях. Они должны быть оборудованы соответствующими приборами.


Ответственный обязан ежедневно снимать показания приборов учёта и вносить их в журнал. Журнал можно вести в бумажном или электронном виде. Рекомендуемая форма журнала представлена в приложении 3.



  1. Печатные формы документов бракеража

В журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции добавлены столбцы:


  • фасовка;
  • дата выработки;
  • изготовитель;
  • поставщик;
  • номер документа, подтверждающего безопасность;
  • результаты оценки.

Рекомендуемый образец журнала представлен в приложении 5.


В журнал бракеража готовой пищевой продукции необходимо указывать результаты взвешивания порционных блюд. Рекомендуемый образец журнала представлен в приложении 4.



Изменения в формировании меню

Учебным заведениям необходимо обратить внимание на изменения, коснувшиеся составления меню.


  1. Основное меню

Наименования блюд в меню должны соответствовать их названиям в технологических документах.


При организации питания учащихся в возрасте до 18 лет необходимо придерживаться рекомендаций, указанных в разделе 8 СанПиН, в частности масса порции и суммарные объёмы блюд по приёмам пищи должны быть в пределах нормативов, указанных в таблицах 1 и 3 приложения 9 соответственно, а доля и суточная потребность в питательных веществах – в таблицах 3 и 1 приложения 10.


Меню следует составлять по рекомендуемой форме из приложения 8.


Услуга по подготовке меню для питания учащихся →



  1. Технологические карты блюд

Все кулинарные блюда необходимо готовить по технологической или технико-технологической карте, либо технологической инструкции.


Технологические карты блюд →


По новому СанПиН требований к форме технологических документов нет, однако есть к содержанию: в документе должна быть прописана температура горячих, жидких и иных горячих блюд, холодных супов и напитков.



Изменения в порядке организации питания

Учебным заведениям необходимо изучить новые требования действующего СанПиН, касающихся организации питания.


  1. Размещение

При размещении предприятий в жилых зданиях должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.


Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала с входом, изолированным от производственных и складских помещений.



  1. Реализация продукции

В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.


Размещение на раздаче для реализации холодных блюд, кондитерских изделий и напитков вне охлаждаемой витрины (холодильного оборудования) и реализация с нарушением установленных сроков годности и условий хранения, обеспечивающих качество и безопасность продукции не допускается.


При использовании ингредиентов, обладающих аллергенными свойствами, необходимо доводить до потребителя сведения об их наличии в готовой продукции.


Столы для посетителей должны подвергаться уборке после каждого использования.



  1. Кухонный инвентарь

По новому СанПиН стало необязательным использование специальных обозначений для маркировки кухонного инвентаря. Теперь его можно маркировать любым удобным способом. Главное, чтобы маркировка была чёткой и понятной.


Однако работники вправе использовать и старые способы маркировки.


Также, согласно правилам, разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках).


Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается.



  1. Выдача работникам халатов и обеспечение одноразовыми перчатками

Всем работникам пищеблока необходимо выдать по одному халату. Его работники смогут использовать во время посещения санузла, надевая поверх рабочей одежды. Однако в случае, если халата нет, при посещении санузла работники пищеблока по-прежнему обязаны снимать рабочую одежду.


Персоналу, который порционирует блюда, готовит холодные закуски и салаты, необходимо надевать одноразовые перчатки, подлежащие замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе.



  1. Обязательная вакцинация

Ранее требования к обязательной вакцинации поступающих на работу в организации общественного питания сотрудников не были прописаны, теперь же при отсутствии прививок могут привлечь к ответственности за нарушение правил документа.



  1. Хранение продукции

Теперь для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции в одном холодильнике при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроёмкостях.



  1. Обработка сырья

Согласно действующему правовому акту допускается обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарём.


При работе с полуфабрикатами и отсутствии цехового деления работа с использованием сырья не допускается.


При наличии соответствующего оборудования допускается осуществлять доготовку блюд или кулинарных изделий из полуфабрикатов на месте обслуживания. При этом должны соблюдаться условия хранения и сроки годности используемых полуфабрикатов.


Фритюрные жиры, используемые при производстве (изготовлении) пищевой продукции во фритюре, подлежат ежедневному контролю. Информация об их замене должна фиксироваться ответственным должностным лицом в электронном или бумажном виде с храниться не менее трёх месяцев.



  1. Дополнительное питание

Также для организации дополнительного питания обучающихся и преподавателей допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции.



Отсутствие прямых требований

Обращаем Ваше внимание на то, что в СанПиН отсутствуют некоторые прямые требования, которые раньше необходимо было соблюдать. Они касались:


  • мытья посуды в нескольких секциях ванны и при определённой температуре;
  • обязательного присутствия естественного освещения;
  • дезинфекции и мойке уборочного инвентаря в конце смены;
  • прямого запрета на использование посуды со сколами;
  • хранения чистой кухонной посуды на стеллажах установленной высоты;
  • наличия инструкции о мытье посуды;
  • наличия при себе медицинской книжки у курьера;
  • хранения муки и крупы на установленной высоте;
  • запрета на приготовление макарон по-флотски, яиц-глазуньи;
  • хранения пищевых отходов в отдельном холодильнике;
  • конкретной температуре горячих блюд;
  • использования ветоши;
  • соблюдения процедуры обработки яиц;
  • выполнения специальных этапов при обработке овощей;
  • выноса отходов.

При необходимости соблюдение этих требований может продолжаться, однако в ходе санитарной проверки оценивать их исполнение не будут.



Таким образом, в данной статье мы рассказали Вам об основных изменениях и нововведениях, которые отображены в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. При необходимости мы советуем Вам ознакомиться с новым СанПиН самостоятельно.


Также мы рады сообщить, что наши программы «Питание 1000 блюд» и «Колледж: Питание» уже обновлены в соответствии с действующим правовым актом и доступны пользователям!



Каталог программ →
Перейти к статьям →


Итоги вебинара «Санитарный врач о питании в ДОО: ответы на важные вопросы»

21.11.2024

Итоги практикума «Образование здания из объекта незавершенного строительства»

21.11.2024

Обучение по работе во ФГИС ЛК – переход на новую систему

21.11.2024

Российское ПО: составляйте расписание автоматически

21.11.2024

Как начать работу в программах серии «Полигон Про» – Linux

21.11.2024

Практикум «Образование здания из объекта незавершенного строительства»

19.11.2024