Отдел продаж: 8-800-707-41-80
Техподдержка: 8-800-100-58-90

28.04.2022

Здоровьесберегающие технологии в детском саду: понятие, виды и методики применения

Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека. С детьми ситуация обстоит иначе. Им можно объяснить, что долго смотреть мультфильмы вредно для глаз, можно заинтересовать физкультминутками и познавательными играми, но они сами не позаботятся о своем здоровье в полной мере. Это зона ответственности не только родителей, но и работников детских садов. И тут возникает  вопрос: «Что нужно делать для сохранения здоровья детей?».


Мало кто знает, что существуют специально разработанные здоровьесберегающие технологии. Их применение обязательно в дошкольных образовательных организациях.


  1. Что такое здоровьесберегающие технологии

  2. Здоровьесберегающее пространство

  3. Виды здоровьесберегающих технологий


Что такое здоровьесберегающие технологии


Эти технологии нужны для укрепления и сохранения здоровья детей. Для этого в детском саду проводится ежедневная работа: приобщение детей к физической культуре, организация питания, медицинский контроль, просвещение родителей и иные формы оздоровительной работы. Цель здоровьесберегающих технологий не только в сохранении здоровья, но и в формировании здорового образа жизни с самого детства. Так в дошкольных учреждениях закладывается необходимая база, которая в дальнейшем помогает детям самостоятельно заботиться о своем здоровье.


Эффективность применения технологий объясняется тем, что они применяются комплексно. В их реализации участвуют и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. 


Здоровьесберегающее пространство


В детском саду организовывается здоровьесберегающее пространство, для которого необходимы:


  • медицинский кабинет

  • спортивный зал

  • музыкальный зал

  • групповые комнаты

  • игровые площадки на свежем воздухе

Это относится к инфраструктуре детского сада. Также важное место занимает образовательная среда, в которую входит содержание образовательного процесса, взаимодействие его участников и предметно-развивающая среда (место для зон уединения, физкультурный уголок, игровой, театрализованный).


Для здоровьесберегающего пространства важна целостность, поэтому работниками детского сада привлекаются родители: им предоставляются полезные материалы, организуются совместные мероприятия, на которых проводится консультативная работа.


Чтобы организованное здоровьесберегающее пространство работало, необходимо:


  • соблюдать санитарно-гигиенические условия

  • обеспечивать детям психологический и эмоциональный комфорт

  • учитывать индивидуальные особенности дошкольников

  • подходить к образовательному процессу творчески

  • следить за состоянием здоровья детей

  • использовать здоровьесберегающие технологии.


Виды здоровьесберегающих технологий


Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала (профилактика заболеваний, медицинский осмотр, санитарно-гигиеническая деятельность).


Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Здесь применяются: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, спортивные праздники и другие методики.


Образовательные технологии воспитывают валеологическую культуру или культуру здоровья дошкольников. Другими словами, развивают в ребенке осознанное отношение к своему здоровью через образовательный процесс. Детям дают необходимую информацию о здоровье и учат оберегать и поддерживать его (коммуникативные игры, занятия по валеологии, сказкотерапия и др.).


Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Эти технологии помогают в создании эмоционального комфорта и позитивного самочувствия ребенка в детском саду и семье (релаксация, психогимнастика, песочная терапия, танцевальная терапия и др.).


Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования. Педагоги также должны развивать потребность к здоровому образу жизни в себе и пропагандировать заботу о здоровье на личном примере (семинары, тренинги и консультации для педагогов).


Технологии валеологического просвещения родителей играют важную роль, так как здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от его окружения. В этом случае детский сад выступает своеобразным центром пропаганды культуры здорового образа жизни в семье (информационные стенды, беседы и совместные мероприятия).


Применение здоровьесберегающих технологий сопровождается постоянным мониторингом здоровья, питания и развития детей, а также составлением отчетности. Удобнее всего это делать вместе с программным комплексом «Детский сад». Он включает в себя три программы: «Детский сад: Питание», «Детский сад: Здоровье» и «Детский сад: Развитие ФГОС».


Подробнее о программном комплексе «Детский сад» →



Программы для детских садов →
Бесплатные курсы →




Итоги экспресс-обзора «Новые возможности при формировании заявления на ГКУ и ГРП»

25.07.2024

Поздравляем с Днем кадастрового инженера!

24.07.2024

Экспресс-обзор «Новые возможности при формировании заявления на ГКУ и ГРП»

22.07.2024

5 задач в которых нейросети помогают педагогам

22.07.2024

Как установить программу «Экспресс-расписание» на Linux с помощью Wine 32bit

19.07.2024

Итоги практикума «Особенности описания зон, границ, территорий по новой XML-схеме»

19.07.2024