28.04.2022
Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека. С детьми ситуация обстоит иначе. Им можно объяснить, что долго смотреть мультфильмы вредно для глаз, можно заинтересовать физкультминутками и познавательными играми, но они сами не позаботятся о своем здоровье в полной мере. Это зона ответственности не только родителей, но и работников детских садов. И тут возникает вопрос: «Что нужно делать для сохранения здоровья детей?».
Мало кто знает, что существуют специально разработанные здоровьесберегающие технологии. Их применение обязательно в дошкольных образовательных организациях.
Эти технологии нужны для укрепления и сохранения здоровья детей. Для этого в детском саду проводится ежедневная работа: приобщение детей к физической культуре, организация питания, медицинский контроль, просвещение родителей и иные формы оздоровительной работы. Цель здоровьесберегающих технологий не только в сохранении здоровья, но и в формировании здорового образа жизни с самого детства. Так в дошкольных учреждениях закладывается необходимая база, которая в дальнейшем помогает детям самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Эффективность применения технологий объясняется тем, что они применяются комплексно. В их реализации участвуют и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
В детском саду организовывается здоровьесберегающее пространство, для которого необходимы:
медицинский кабинет
спортивный зал
музыкальный зал
групповые комнаты
игровые площадки на свежем воздухе
Это относится к инфраструктуре детского сада. Также важное место занимает образовательная среда, в которую входит содержание образовательного процесса, взаимодействие его участников и предметно-развивающая среда (место для зон уединения, физкультурный уголок, игровой, театрализованный).
Для здоровьесберегающего пространства важна целостность, поэтому работниками детского сада привлекаются родители: им предоставляются полезные материалы, организуются совместные мероприятия, на которых проводится консультативная работа.
Чтобы организованное здоровьесберегающее пространство работало, необходимо:
соблюдать санитарно-гигиенические условия
обеспечивать детям психологический и эмоциональный комфорт
учитывать индивидуальные особенности дошкольников
подходить к образовательному процессу творчески
следить за состоянием здоровья детей
использовать здоровьесберегающие технологии.
Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала (профилактика заболеваний, медицинский осмотр, санитарно-гигиеническая деятельность).
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Здесь применяются: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, спортивные праздники и другие методики.
Образовательные технологии воспитывают валеологическую культуру или культуру здоровья дошкольников. Другими словами, развивают в ребенке осознанное отношение к своему здоровью через образовательный процесс. Детям дают необходимую информацию о здоровье и учат оберегать и поддерживать его (коммуникативные игры, занятия по валеологии, сказкотерапия и др.).
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Эти технологии помогают в создании эмоционального комфорта и позитивного самочувствия ребенка в детском саду и семье (релаксация, психогимнастика, песочная терапия, танцевальная терапия и др.).
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования. Педагоги также должны развивать потребность к здоровому образу жизни в себе и пропагандировать заботу о здоровье на личном примере (семинары, тренинги и консультации для педагогов).
Технологии валеологического просвещения родителей играют важную роль, так как здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от его окружения. В этом случае детский сад выступает своеобразным центром пропаганды культуры здорового образа жизни в семье (информационные стенды, беседы и совместные мероприятия).
Применение здоровьесберегающих технологий сопровождается постоянным мониторингом здоровья, питания и развития детей, а также составлением отчетности. Удобнее всего это делать вместе с программным комплексом «Детский сад». Он включает в себя три программы: «Детский сад: Питание», «Детский сад: Здоровье» и «Детский сад: Развитие ФГОС».
Подробнее о программном комплексе «Детский сад» →
Программы для детских садов → |
Бесплатные курсы → |
Итоги вебинара «Топ-20 часто задаваемых вопросов пользователей за 2024 год»
12.12.2024
Новая версия программы «Экспресс-расписание ВУЗ» от 11.12.2024 г.
11.12.2024
Новая версия программы «Экспресс-расписание: Колледж» от 10.12.2024 г.
11.12.2024
Онлайн-разбор «Топ-20 часто задаваемых вопросов пользователей за 2024 год»
09.12.2024
Медицинский контроль в ДОО: нормы, требования, документация
06.12.2024
Итоги вебинара «Новая четверть в школе: составляем расписание на 2025 год без потери данных»
06.12.2024