14.07.2010

јвтоматизаци€ управлени€ учебным заведением на базе программного комплекса "ѕомощь образованию"

¬недрение информационных технологий в работу персонала учебных заведений начального и среднего специального образовани€ – длительный процесс, начало которому было положено более дес€ти лет назад. Ќо до сих пор лишь небольша€ часть образовательных учреждений произвела полную автоматизацию работы персонала. ѕочему же расписание чаще всего составл€етс€ на листке бумаги с использованием карандаша и резинки, а дипломы заполн€ютс€ ручкой?  азалось бы, в насто€щее врем€ создано большое количество программ, позвол€ющих выполн€ть основные функции персонала в течение всего года без использовани€ ручного труда. Ќедостаточное финансирование учебных заведений и страх работников перед работой с новыми компьютерными программами – вот две основные причины столь длительного вхождени€ инновационных технологий в работу образовательных учреждений.

ћногие разработчики программного обеспечени€ пытались решить эти проблемы. ќднако, стандартный подход создани€ одной комплексной программы дл€ решени€ всех задач применить в данном случае затруднительно, поскольку при он не учитывает высокую стоимость получаемых программных продуктов и излишнюю их функциональность дл€ отдельного пользовател€. Ќапример, методисту, составл€ющему расписание, вовсе не нужно распечатывать дипломы или вносить данные о посещаемости студентами зан€тий.

–уководитель ѕрограммного центра «ѕомощь образованию» ѕавел —ергеевич Ѕатищев предложил и организовал принципиально новую схему по внедрению информационных технологий в организационную работу учебных заведений: он стал автором р€да компьютерных программ, кажда€ из которых призвана автоматизировать де€тельность одного конкретного подразделени€. „етыре программы, название каждой из которых говорит само за себ€ – «ѕриемна€ комисси€», «Ёкспресс-расписание», «”чебный учет», «ƒиплом-стандарт» - он объединил в программный комплекс «ѕомощь образованию» (рис.1). ѕодобное функциональное разделение программ позволило не только обеспечить простоту в работе с ними, но и существенно снизить затраты на организацию оборудованного программой рабочего места. Ёти достоинства не остались незамеченными, и к насто€щему времени уже более 1000 учебных заведений используют программные продукты ѕавла —ергеевича в своей работе.

ѕерва€ программа - «Ёкспресс-расписание» (рис.2) – была разработана в 2002 году и совершенствуетс€ до сих пор. —оздавалась она в тесном сотрудничестве с диспетчером ќрлово-¬€тского сельскохоз€йственного колледжа, поэтому в ней сразу были учтены все особенности составлени€ расписани€ в колледжах. Ѕудучи простотой и удобной, программа снискала попул€рность среди завучей и диспетчеров колледжей и техникумов. »нформаци€ об «Ёкспресс-расписании» распростран€лась по –оссии, стремительно росло количество учебных заведений, избравших данную программу. ѕоложительные отзывы пользователей заинтересовали и диспетчеров образовательных учреждений начального профессионального образовани€. “огда программа была доработана с учетом специфики этих учебных заведений и стала широко использоватьс€ среди них.

»де€ программы «Ёкспресс-расписание» и ее названи€ – это быстрое расписание. ѕрограмма позвол€ет составл€ть расписание как вручную, так и автоматически. Ќаиболее сильна€ ее сторона – это ведение ежедневных изменений расписани€ учебных зан€тий. ќна полностью информирует диспетчера об имеющихс€ нагрузках, зан€тости выбранного преподавател€, группы, аудитории, остатке невыполненных часов, рассчитывает и рекомендует, сколько необходимо назначать зан€тий в день с учетом будущего отсутстви€ преподавателей, чтобы выполнить учебный план в срок. ¬вод€ причины отсутстви€ преподавателей можно получать табель учета рабочего времени с указанием выполненного количества часов за каждый день. –азличные отчеты по выполнению часов в разрезе групп, преподавателей за любой период в целом и по дн€м периода делают программу незаменимым инструментом любого диспетчера. “акже в ней есть возможность распечатки документов в и публикации веб-страниц в »нтернет.

јвтор ввел гибкую ценовую политику в отношении программы «Ёкспресс-расписание» – он создал три версии программы, различающихс€ ценой и максимальным количеством групп, дл€ которых составл€етс€ расписание. Ёто «ћини» (до 12 групп), «ќптима» (до 24 групп) и «ѕолна€ верси€» (без ограничений). ƒл€ крупных учебных заведений выпущена сетева€ верси€ программы, где с одной базой данных могут работать пользователи сразу до 10 пользователей персональных компьютеров. —тоимость программы «Ёкспресс-расписание» ћини в 5 раза ниже, чем сетевой версии. “акие меры позвол€ют внедр€ть программу как в крупные городские, так и в малокомплектные сельские образовательные учреждени€.

 омпьютерна€ программа «”чебный учет» (рис.3) разработана сравнительно недавно, но уже снискала попул€рность во многих учебных заведени€х. —в€зано это с тем, что она позвол€ет значительно упростить работу классных руководителей и заведующих отделени€ми.

ƒанна€ программа представл€ет из себ€ многофункциональный электронный журнал посещаемости и успеваемости студентов с возможностью проведени€ статистического анализа.  лассные руководители или старосты групп занос€т в нее данные об оценках и посещени€х учениками зан€тий, которые затем используютс€ при составлении статистических отчетов и подготовке индивидуальных табелей успеваемости. –абота с программой «”чебный учет» позвол€ет экономить свободное и рабочее врем€ преподавателей и студентов, а также дает возможность администрации образовательных учреждений следить за учебным процессом групп по той или иной дисциплине, легко и быстро получа€ ежемес€чные отчеты о посещаемости и успеваемости.

«ƒиплом-стандарт» (рис.4) - проста€ и эффективна€ компьютерна€ программа дл€ автоматизации работы секретар€ учебной части при печати документов по выпуску специалистов начального и среднего профессионального образовани€. ¬ ней формируютс€ печатные формы таких документов, как вкладыши и приложени€ к дипломам и свидетельствам, а также академическа€ справка.

ѕрограмма была разработана в 2007 году, а в 2008 полностью переделана в св€зи с изменением форм бланков документов.ѕосле доработки были собраны предложени€ и замечани€ от учебных заведений различных регионов страны, что позволило программе на данный момент стать одной из самых известных компьютерных разработок в этой области. »спользование программы «ƒиплом-стандарт» в учебных заведени€х позвол€ет максимально упростить работу секретар€ учебной части и избежать ошибок при заполнении вкладышей к дипломам. »тоговые оценки могут импортироватьс€ пр€мо из программы «”чебный учет», что позвол€ет избежать повторного ввода данных в различных отделах.

 омпьютерна€ программа «ѕриемна€ комисси€» (рис.5) - незаменимый помощник приемной комиссии в училищах, колледжах и техникумах. ќна позвол€ет автоматизировать работу секретарей приемной комиссии. ¬ ней формируютс€ экзаменационные ведомости, отчеты, подвод€тс€ итоги зачислени€.

ќсновным преимуществом использовани€ программы «ѕриемна€ комисси€» €вл€етс€ функци€ автоматического формировани€ списка абитуриентов, удовлетвор€ющих правилам приема. —оставление данного списка ведетс€ на основе анализа всех введенных данных: учитываютс€ льготы при поступлении и результаты вступительных испытаний. ѕрограмма раздел€ет абитуриентов по группам ««ачисл€ютс€ без экзаменов», ««ачисл€ютс€ вне конкурса», ««ачисл€ютс€ по конкурсу», ««ачисл€ютс€ на коммерческой основе». –езультатом работы программы становитс€ четко организованна€ де€тельность приемной комиссии при приеме абитуриентов на обучение и упрощение процесса их зачислени€ в учебные заведени€.

¬се четыре программы объединены в программный комплекс «ѕомощь образованию». »спользование всего комплекса в одном учебном заведении позвол€ет значительно ускорить работу отделов: многие базы данных можно переносить из одной программы в другую и использовать в нуждах своего подразделени€. ѕодобна€ функциональность помогает не только сократить врем€ на заполнение справочников, но и избежать случайных ошибок, св€занных с неверным заполнением журнала одним из отделов.   примеру, работа с базой данных студентов, предметов, справочником нагрузки и со многими другими ведетс€ сразу в нескольких программах комплекса. –ассмотрим работу со справочником студентов в программном комплексе (рис.6). ¬ «ѕриемной комиссии» ведетс€ список абитуриентов и зачисленных на первый курс студентов, который затем экспортируетс€ в программу «Ёкспресс-расписание», где дополн€ет существовавший ранее список учащихс€. —писок всех студентов образовательного учреждени€ может экспортироватьс€ из «Ёкспресс-расписани€» в «”чебный учет». «атем справочник, содержащий данные о студентах старшего курса может экспортироватьс€ в программу «ƒиплом-стандарт», где используетс€ дл€ создани€ дипломов выпускникам.

ѕрограммный комплекс «ѕомощь образованию» помогает коллективу учебного заведени€ работать четко и слаженно. »спользование во всех программах схожего дружественного интерфейса упрощает их освоение и помогает разобратьс€ в программах даже начинающим пользовател€м персональных компьютеров.

ѕодвод€ итог, можно сказать, что разработки ѕрограммного центра «ѕомощь образованию» помогают значительно ускорить процесс повсеместного внедрени€ информационных технологий в организационную работу образовательных учреждений путем сокращени€ расходов на приобретение программ и упрощени€ работы с ними. —пециалисты программного центра посто€нно ведут консультации с пользовател€ми и обучают своих клиентов работе с программными продуктами. ¬сю информацию о программах и о новых разработках можно найти на сайте http://psbatishev.narod.ru.

01s.jpg

рис. 1† ѕрограммный комплекс «ѕомощь образованию»

02s.jpg

рис. 2†  омпьютерна€

программа «Ёкспресс-расписание»


03s.jpg

рис. 3†  омпьютерна€

программа "”чебный учет"

04s.jpg

рис. 4†  омпьютерна€

программа «ƒиплом-стандарт»

05s.jpg

рис. 5†  омпьютерна€

программа «ѕриемна€ комисси€»

06s.jpg

рис. 6† ѕример работы

со справочником студентов


јвтоматическое составление меню в школе с учетом —анѕиЌ

28.09.2020

»тоги вебинара Ђ—оздание пакета документов на √ ” и √–ѕ в регионе на ‘√»—ї

25.09.2020

—тавропольский край и ярославска€ область перешли на ‘√»— ≈√–Ќ

25.09.2020

Ќова€ верси€ ѕолигон ѕро от 24.09.2020 г.

24.09.2020

¬ебинар Ђ—оздание пакета документов на √ ” и √–ѕ в регионе на ‘√»—ї

22.09.2020

 ак составить план-меню и меню на день за 30 минут

21.09.2020