14.07.2010

 омпьютерна€ программа "Ёкспресс-расписание" - ¬аш ежедневный помощник!

††††††† Ќачина€ разработку, автор программы «Ёкспресс-расписание» - руководитель программного центра «ѕомощь образованию» ѕ.—. Ѕатищев - ставил своей задачей создать компьютерную программу дл€ школ, сочетающую в себе все необходимые возможности, такие как: составление расписани€, выполнение ежедневных замен, учет выполнени€ нагрузки за любой период и в любом разрезе, формирование оперативных и годовых отчетов и многое другое. ѕри всем этом, программа должна быть максимально удобной и простой в использовании, легкой в освоении даже начинающими пользовател€ми компьютера.

†††††††† ¬ насто€щее врем€ программа опробована и с успехом используетс€ более чем в 450 учебных заведени€х. ƒавайте рассмотрим алгоритм работы с данной программой на примере демонстрационной версии, которую можно скачать на сайте разработчика http://psbatishev.narod.ru

†††††††† ѕри открытии программы на экране монитора по€вл€етс€ окно – ѕланшет уроков (рис. 1). Ёто основное рабочее окно программы, в котором выполн€етс€ большинство операций по составлению и корректировке школьного расписани€.

††††††† јлгоритм работы с программой начинаетс€ с заполнени€ ѕараметров расписани€, которые регламентируют работу всей программы (рис.2). «десь нужно ввести данные о количестве недель в основном расписании (от 1 до 4), количестве учебных дней в неделе (5 или 6), числе уроков в день (от 4 до 20), подгрупп в классах (до 10). “акже нужно ввести данные об учебном заведении: название учебного заведени€, его адрес, должности и имена руководител€ и ответственного лица, необходимые дл€ печати отчетов.

†††††††† —ледующим шагом в работе с программой будет заполнение общих справочников и справочника нагрузки. ƒанные в них можно заносить двум€ способами: в программе предусмотрен очень простой и удобный ручной ввод информации, а также импорт данных из других источников, таких как таблицы Microsoft Excel, Word, Access, из текстовых файлов и из программы «ƒиректор». Ќапример, если у ¬ас есть список учителей, то ¬ы его можете не набирать заново, а импортировать.

«аполн€ть справочники рекомендуетс€ в следующей последовательности:

  1. ћетодические объединени€
  2. “ипы аудиторий
  3. јудитории
  4. ”чител€
  5. “ипы классов
  6. ”чебные классы
  7. ”чащиес€
  8. ѕредметы
  9. ѕраздничные дни
  10. ¬рем€ уроков
  11. ѕричины запретов
  12. ѕроекты расписани€
  13. Ќагрузка

¬ справочнике «ћетодические объединени€» перечисл€ютс€ методические объединени€ учебного заведени€ (например, математики и иностранных €зыков). —правочник служит дл€ группировки учителей.

Ќеобходимость справочника «“ипы аудиторий» обусловлена тем, что дл€ проведени€ урока можно выбрать аудиторию из нескольких аналогичных. Ќапример, урок математики можно провести в любом кабинете общего пользовани€, но в то же врем€ его нельз€ провести в спортивных залах. “аким образом, ¬ы вводите все необходимые типы (или группы) аудиторий: общего пользовани€, спортивные залы, компьютерные классы и другие.

—правочник «јудитории» содержит перечень кабинетов, имеющихс€ в учебном заведении.  оличество аудиторий соответствует тому резерву, который может быть использован при составлении расписани€.  ажда€ аудитори€ относитс€ к одному определенному типу.

¬ справочнике «”чител€» содержитс€ список учителей, работающих в учебном заведении, совместителей. ƒл€ вакантных часов можно условно создавать строки «¬аканси€1», «¬аканси€2» или «¬аканси€ ќЅ∆» и т.д.

¬ справочнике «“ипы классов» указываетс€ тип класса.  лассы могут быть классифицированы по различным признакам, например, по профилю или источнику финансировани€. ¬ программе имеетс€ отчет о выполнении нагрузки в разрезе типов классов.

—правочник «”чебные классы» содержит список учебных классов, имеющихс€ в школе, охваченных учебным процессом, а дополнительный справочник «”чащиес€» содержит списки учащихс€ по классам и в разрезе подгрупп.

¬ справочнике «ѕредметы» находитс€ перечень предметов, которые изучаютс€ в учебном заведении. ѕри заполнении справочника также можно указать трудность предметов в соответствии с гигиеническими рекомендаци€ми. ¬последствии программа будет рассчитывать трудность каждого учебного дн€ дл€ классов.

—правочник «ѕраздничные дни» содержит информацию о нерабочих и праздничных дн€х, утвержденных законодательством.  роме того, он может содержать и любые другие дни, в которые учебное заведение не будет осуществл€ть учебный процесс. —правочник заполн€етс€ автоматически списком нерабочих дней. “екущее расписание на эти дни не создаетс€.

–асписание звонков указываетс€ в справочнике «¬рем€ уроков». ≈го данные используютс€ при распечатке расписани€ и подачи звонков в учебном заведении. ѕодавать звонки с помощью программы «Ёкспресс-расписание» можно, использу€ специальное устройство, дополнительно прилагающеес€ к программе.

—правочник «ѕричины запретов» содержит причины отсутстви€ и зан€тости учителей, классов, аудиторий. ќбозначенные в расписании причины позвол€ет диспетчеру фиксировать ситуацию, а также автоматизировать формирование табел€ учета рабочего времени по учител€м. ћетки запретов устанавливаютс€ в те €чейки расписани€, в которых нельз€ назначать зан€ти€. «апреты устанавливаютс€ либо на 1 урок, либо на весь учебный день.

—правочник «ѕроекты расписани€» содержит наименовани€ проектов основного расписани€, с указанием дл€ каждого проекта даты начала и даты окончани€. ѕроект составл€етс€ на четверть, триместр или полугодие.

ѕосле заполнени€ всех «простых» справочников заполн€етс€ справочник «Ќагрузка». ќн содержит записи об учебной нагрузке классов и учителей в соответствии с учебным планом и тарификацией. ¬ справочнике указываетс€ в каком классе какой учитель какому предмету должен обучить и за какое количество часов. Ётот справочник €вл€етс€ основополагающим дл€ автоматизированного или ручного составлени€ расписани€, дл€ составлени€ отчетности. Ќазначение и замена уроков производ€тс€ исход€ из справочника нагрузки. ѕодсчет количества выданных часов осуществл€етс€ также в разрезе записей справочника нагрузки. «десь же можно указать уроки, проводимые одним учителем в нескольких классах, а также деление класса на подгруппы (до 10 подгрупп в одном классе).

ѕосле заполнени€ справочников можно переходить к составлению расписани€. Ёто можно выполн€ть в ручном или в автоматическом режиме. ƒл€ использовани€ автоматического режима нужно сначала установить ограничени€ («запреты»). — помощью запретов можно обозначить методические дни преподавателей, ввести график работы совместителей, а дл€ классов указать, в какие часы они будут обучатьс€ (в какую смену). ѕосле установки запретов €чейки окрашиваютс€ в желтый цвет (рис.1).

¬ течение учебного года, устанавлива€ запреты,можно автоматизировать ведение табел€, в котором будет помечена причина отсутстви€ учител€: болезнь, отпуск, командировка. «апреты помогают диспетчеру при назначении уроков, так как в таблице нагрузок (нижн€€ часть ѕланшета зан€тий) красным цветом показаны запрещенные к назначению классы, учител€, аудитории.

“еперь можно автоматически составить ќсновное расписание. —оставл€емое расписание создаетс€ достаточно качественно, все уроки будут вписаны, а механизм составлени€ расписани€ имеет не только стадию распределени€ уроков в свободные €чейки, но и стадии «подн€ти€» уроков на более ранние часы, а также стадию соединени€ уроков в подгруппах. ѕри нажатии на кнопку «—оставить основное расписание» расписание создаетс€ «с нул€». “акже ¬ы можете сначала вручную назначить часть зан€тий и «ƒосоставить основное расписание» (рис.5).

†††††††† ¬ернувшись в ѕланшет уроков, ¬ы увидите составленное расписание, после чего можете выполнить его ручную корректировку, например, с помощью перетаскивани€ уроков мышью.
†††††††††

“аким образом, мы составили расписание на неделю, но расписание в каждой конкретной неделе может быть различно ввиду замены уроков, поэтому в программе имеютс€ два расписани€: «основное» и «текущее». ћы составили расписание на неделю, будем его называть «основное расписание». ќно представл€ет собой шаблон (план), в результате оперативной корректировки которого образуетс€ текущее расписание.

“екущее расписание формируетс€ на конкретный день (например, 16 сент€бр€) и может отличатьс€ от основного, если в этот день в расписание пришлось ввести изменени€ (в св€зи с болезнью учител€, отменой зан€тий в классе и т.п.).

ƒл€ создани€ текущего расписани€, нужно скопировать основное расписание нужное количество раз (по количеству недель в четверти, полугодии, триместре). Ёто в программе выполн€етс€ автоматически: ¬ы выбираете проект основного расписани€, а также даты начала и окончани€ периода, в пределах которого нужно его скопировать, чтобы получить текущее расписание. ѕри таком подходе в программе ¬ы можете несколько раз полностью мен€ть основное расписание в течение учебного года, например. составл€€ новое основное расписание каждый триместр.

¬ течение учебного года программа ежедневно помогает ¬ам проводить замену уроков в текущем расписании. Ёто выполн€етс€ также в ѕланшете уроков (рис.1). ¬ыделив пустую €чейку, ¬ы узнаете, какое зан€тие можно назначить, а выделив зан€тую €чейку – каким зан€тием заменить, например, заболевшего учител€. ћожно заменить не только урок (вместо математики назначить литературу), но и учител€ на данный предмет, можно заменить аудиторию.

¬ыполнив замену зан€тий на завтра (либо на неделю или несколько дней), все изменени€ ¬ы видите в ∆урнале замен уроков, где отражаютс€ различи€ между основным и текущим расписани€ми.

¬ таблице подробно отражено, какие предметы, учител€ или аудитории были сн€ты и назначены. ∆урнал замен уроков также легко распечатать, чтобы вывесить на информационную доску в виде ∆урнала замен, Ћиста замены или –асписани€ на день†(рис.7).

ƒл€ проверки корректности расписани€ существует Ћист проблем (рис.8). ќн предназначен дл€ отображени€ уроков, которые должны быть сн€ты (или заменены) по причине, например, наличи€ запретов, превышени€ по количеству часов, а также проблем с аудитори€ми. “ака€ информаци€ поможет ¬ам избежать ошибок в расписании.

—оставленное расписание €вл€етс€ основой дл€ формировани€ различных отчетов, как оперативных, так и итоговых. —оставление отчетов €вл€етс€ неотъемлемой частью работы завуча, а автоматизаци€ этой работы позвол€ет сократить врем€ на ее выполнение во много раз.

“абель учета использовани€ рабочего времени отражает фактически выданное количество учебных часов учител€ми в каждый день мес€ца. “абель составл€етс€ на основании уроков текущего расписани€, в нем отражаютс€ причины запретов в соответствии с их обозначени€ми дл€ табел€, например, нетрудоспособность – Ѕ. “абель распечатываетс€ по утвержденной форме.

ќтчет «¬ыполнение нагрузки» служит дл€ анализа текущего выполнени€ учебной нагрузки учител€ми. ќтчет позвол€ет своевременно вы€вить отставание от недельной и годовой нормы, наметить пути устранени€ отставани€ выполнени€ нагрузки. ¬ отчете содержатс€ фактические данные о количестве проведенных уроков на любую дату по учител€м, классам.

ќтчет «¬ыполнение за мес€ц» (справка-выписка) показывает фактически выполненное количество учебных часов учител€ми в соответствующих классах за мес€ц, а также показывает выполнение нагрузки по дн€м мес€ца.

ƒважды щелкнув по строке, из отчета можно удобно перейти в ∆урнал уроков, где будут перечислены уроки, выполненные за мес€ц выбранным учителем или в выбранном классе, либо одним учителем в одном классе (рис.15).

¬ учебном заведении бывают различные классы, различающиес€, например, профилем (общеобразовательный, математический, гуманитарный), источником финансировани€ (бюджет, внебюджет) или видом де€тельности (основные или факультативные зан€ти€). “ипы классов указываютс€ в одноименном справочнике. ”чет часов, выполненных учител€ми, ведетс€ в разрезе типов классов и отображаетс€ в отчете «”чет по типам классов».¬ отчете каждый тип будет представлен одной графой, а если тип класса не указан в справочнике классов, то выполненное количество часов выводитс€ в графу «не указан».

††††† ¬ течение учебного периода ввиду длительного отсутстви€ учител€, его нагрузку по данному предмету могут передавать другим учител€м. ¬ ѕланшете уроков используетс€ операци€ ««аменить учител€». Ќапример, в сент€бре урок русского €зыка вместо Ѕобровой √.ј. провела Ћеденцова Ќ.Ќ. – это видно из первой строки отчета (рис.13).
† † ††
† † †† «¬ыборка уроков»
позвол€ет выбрать уроки или запреты основного или текущего расписани€. ¬ карточке реквизитов (рис.14) можно указать, по какому учителю, классу, за какой период необходимо выбрать уроки. ¬ыбранные уроки будут соответствовать всем поставленным услови€м.

†††††††† ѕолучаемый ∆урнал уроков (рис.15) поможет сверить данные расписани€ с данными классных журналов. «десь кажда€ строка представл€ет собой либо урок, либо запрет, о чем сообщаетс€ в последней графе таблицы. ∆урнал уроков можно сортировать, его можно распечатать полностью или частично, выделив необходимые строки.

†††††††† ƒл€ распространени€ оперативной информации о составленном расписании может быть использована сеть »нтернет. ¬ этом случае каждый школьник сможет узнать расписание, не выход€ из дома. ѕрограмма «Ёкспресс-расписание» формирует веб-страницы в удобной и красивой форме, на самое главное, что это самый оперативный способ публикации расписани€, особенно замен на завтрашний день.
††††††††

†††††††† ѕодвод€ итог, можно с уверенностью сказать, что программа «Ёкспресс-расписание» может стать ¬ашим ежедневным помощником и сопровождать ¬ашу работу в течение всего учебного года. — ее помощью ¬ы быстрее и качественнее будете составл€ть учебное расписание и выполн€ть замены, планировать работу и составл€ть отчетность, а кроме того, публиковать расписание в »нтернет и даже подавать звонки. ѕрограмма будет необходима ¬ам и дл€ оперативного управлени€ школой, и дл€ осуществлени€ контрол€. Ѕолее того, сетева€ верси€ позвол€ет работать в программе не только завучу, но и, например, директору, а учител€ с других компьютеров могут узнавать свое расписание или провер€ть заполнение журналов по датам.ѕрограмма «Ёкспресс-расписание» посто€нно совершенствуетс€, увеличиваетс€ спектр возможностей программы, выполн€ютс€ доработки по ¬ашим пожелани€м. ƒанна€ стать€ включает в себ€ лишь краткий обзор, а более подробную информацию о программе можно почерпнуть из руководства пользовател€ или обучающего фильма, размещенных в сети »нтернет. ¬се вопросы можно задать по телефону 8 (8332) 47-31-47 разработчику программы ѕавлу —ергеевичу Ѕатищеву.


01s.jpgрис.1 ѕланшет уроков
02s.jpgрис.2 ѕараметры расписани€
03s.jpgрис.3 ќкно справочника
†"ѕричины запретов"
04s.jpgрис.4 ќкно справочника "Ќагрузка"
05s.jpgрис.5 ќкно "ќсновное расписание"
06s.jpgрис.6 ∆урнал замен уроков
07s.jpgрис.7 ѕечатна€ форма
–асписани€ на день
08s.jpgрис.8 Ћист проблем
09s.jpgрис.9 ѕечатна€ форма
†"“абель по учител€м"
10s.jpgрис.10 ¬ыполнение нагрузки
11s.jpgрис.11 ¬ыполнение за мес€ц
12s.jpgрис.12 ”чет по типам классов
13s.jpgрис.13 ѕередача нагрузки
14s.jpgрис.14 ¬ыборка уроков
15s.jpgрис.15 ∆урнал уроков
16s.jpgрис.16 ¬еб-страница-расписани€



Ќова€ верси€ ѕолигон ѕро от 24.09.2020 г.

24.09.2020

¬ебинар Ђ—оздание пакета документов на √ ” и √–ѕ в регионе на ‘√»—ї

22.09.2020

 ак составить план-меню и меню на день за 30 минут

21.09.2020

»тоги вебинара Ђќбзор изменений законодательства в сфере кадастровой де€тельностиї

17.09.2020

–еспублика “атарстан перешла на ‘√»— ≈√–Ќ

17.09.2020

Ќова€ верси€ программы Ђƒиплом-стандарт ‘√ќ— ¬ќї

16.09.2020