Статья независимого эксперта "Экспресс-расписание"
"Экспресс-расписание" - программа для автоматизации составления основного расписания и его корректировки, ведения учета рабочего времени и составления соответствующей документации. История программы ведется с 2002 года, когда вышла первая версия. Создавалась она, как водится, из собственных потребностей Орлово-Вятского сельскохозяйственного колледжа, работников которого перестала устраивать использовавшаяся до этого программа сторонних разработчиков. Имея собственный опыт программирования и поработав диспетчером, автор программы решился создать собственный продукт. Полученная в результате программа устроила диспетчера колледжа, для которого была создана, именно поэтому программа была предложена и другим учебным заведениям. На данный момент ее используют в 250 учебных заведениях страны.
Программа "Экспресс-расписание" была выпущена сначала для колледжей, а затем для школ с адаптацией каждой версии программы с терминологией, длительностью занятий и особенностями учета труда работников. Кроме того, предусмотрены и три редакции программы в зависимости от количества классов (групп) с разной стоимостью. Специальной версии для высших учебных заведений пока не существует, но ее разработка в данный момент ведется. Впрочем, "Экспресс-расписание" подходит для высших учебных заведений даже сейчас, так как позволяет делить группу до 10 подгрупп.
Основные возможности программы:
- Автоматическое составление основного расписания на 1, 2, 3 или 4 недели (при пяти- или шестидневной неделе) в любом временном диапазоне учебных пар занятий.
- Ведение текущего расписания и возможность ежедневной коррекции занятий, преподавателей, аудиторий.
- Составление расписания для нескольких смен, потоков с разными сроками начала и окончания обучения.
- Группу можно делить до 10 подгрупп, пар в день допускается до 20 (несколько учебных смен).
- В версии для колледжей занятие - 2 часа, в версии для школ - 1 час.
- Составление расписаний с учетом подгрупп и нулевых пар.
- Полный учет нагрузки преподавателей.
- Планирование отсутствия и занятости преподавателей, групп, аудиторий.
- Печать расписаний и листка замены.
- Возможность распечатки табеля и других отчетов, корректировка шаблонов отчетов.
- Удобный инструментарий диспетчера в процессе составления расписания.
- Возможность выборки занятий для ведения журнала.
Количество преподавателей, групп, аудиторий не ограничено только в полной редакции. Последняя, только что вышедшая версия 5.0 программы позволяет еще и включать в базу сведения о студентах, формировать индивидуальные расписания.
Как и в любой программе подобного класса, работу с ней нужно начинать с составления справочников, то есть с базы параметров, с которой будет работать программа. Как правило, во всех учебных заведениях уже есть списки преподавателей, аудиторий, предметов и так далее в электронном виде. Чтобы избежать нудной работы по вводу большого числа фамилий, номеров аудиторий, кафедр, предметов и прочего, в "Экспресс-расписании" предусмотрена возможность импорта данных их файлов формата Excel, Word, txt, csv, mdb. При этом разработчиками рекомендуется определенный порядок загрузки данных. Эта рекомендация логична: для некоторых типов данных нужно указывать дополнительные параметры, которые берутся из других справочников. Например, при составлении списка преподавателей надо указать кафедру и предметы. Естественно, если эти справочники будут уже заполнены и при составлении списка преподавателей предметы будут просто выбираться из списка.
Далее следует настроить параметры составления расписания. Эти настройки будут определять все стороны составления расписания от ввода названия учреждения и задания параметров интерфейса до собственно параметров расписания и сетевых настроек.
Расписание можно просматривать по преподавателям, группам, аудиториям, причем либо на период, либо на один день, но по нескольким объектам (например, группам). До применения автоматического составления расписания необходимо расставить запреты, то есть очертить графики работы преподавателей, время занятий групп (в какую смену занимаются), а также аудиторий при необходимости. Автоматика пытается минимизировать "окна" и "поднять" занятия на более ранние пары. При составлении расписания можно выбирать группы, по которым оно составляется, - это логично, так как расписание, как правило, составляется из потребности подготовить специалистов, а не занять преподавателей или аудитории. Есть возможность досоставления расписания, чтобы все ранее назначенные занятия оставались на своих местах, а "вокруг" них были назначены недостающие. Это удобно, если учебный процесс в разных группах начинается в разное время.
При автоматическом назначении аудиторий можно выбирать приоритет аудиторий, указанных в справочнике преподавателей (у преподавателей), либо указанных в справочнике групп (у групп), то есть если "гуляют" по зданию группы, то приоритет аудиторий, закрепленных за преподавателями, если "гуляют" преподаватели, то приоритет групп.
Автоматическое составление расписания, конечно же, не исключает ручной работы диспетчера. Однако объем такой работы не соизмерим с трудозатратами на полностью ручное выполнение работ. Особенно сэкономленное время ценно при корректировке расписания на текущий день, которую нужно провести в "пожарном" порядке и срочно выдать на бумаге новый распорядок занятий. С помощью "Экспресс-расписания" это можно сделать буквально за несколько минут и тут же вывести на печать в нужном количестве экземпляров. Такая быстрая коррекция - одна из сильных сторон программы.
Для облегчения работы диспетчера предусмотрено несколько инструментов. Например, автоматическое изменение цвета или начертания шрифта или фона ячейки, если происходят какие-то отклонения от заданных параметров. Если шрифт становится красным, то сразу становиться ясно о каком-то нарушении в заданных правилах. Другие цветовые сигналы также помогут диспетчеру на ходу понимать суть ошибок и корректировать их.
Или еще один механизм облегчения рутинного труда - автоматическая смена способов работы: режим назначения или режим замены. При составлении расписания используется режим назначения, а при редактировании - режим замены, отличие которого - в автоматическом освобождении ячейки, из которой производится перенос нагрузки.
Особо хочется выделить такой инструмент, как "Таблица нагрузки", которая автоматически подсказывает диспетчеру параметры, использование которых рекомендуется в конкретной ситуации. Последнее слово, конечно, за диспетчером, но, как показывает опыт, эти рекомендации достаточно часто бывают оптимальными.
Интерфейс программы прост и функционален. Значки, возможно, мелковаты, создателям можно было бы подумать о зрении диспетчеров. Но в целом работа с интерфейсом проблем не вызывает. Работа с ним требует привыкания, но всплывающие подсказки облегчают прохождение этого периода.
В программе предусмотрена возможность сохранения архивных копий. Хотя за пять лет существования программы не известны случаи потерь информации по программным причинам, забывать об этой важной функции не стоит.
Есть еще один очень важный аспект, имеющий отношения к особенностям оплаты труда. В колледжах и техникумах используется почасовая оплата труда и существует реальная необходимость подсчитать, сколько отработано часов каждым преподавателем в пределах учебного года. Причем этот подсчет нужно сделать с учетом ежедневных изменений расписания. Если в школах преподаватель заболел, то ему просто выплачивают среднюю зарплату, а в колледжах оплата производится строго за выданные часы (плюс больничный по средней зарплате). "Экспресс-расписание" позволяет облегчить и получение данных об отработанных часах каждого преподавателя.
Резюме
Программа обладает хорошо реализованной функциональностью. Работа с программой удобна, несложна, но требует навыков. Возможность работы по сети позволяет использовать ее и в учебных заведениях, где составлением расписаний занимаются несколько человек одновременно. Единственный аспект, который вызывает некоторые вопросы относительно будущего программы, - это планируемый правительством переход школ на открытое ПО с использованием операционных систем класса Linux. Версий под эту ОС не создано. Однако, учитывая невысокие системные требования, имеющиеся сейчас компьютеры с ОС Windows 95/98/Me/2000 еще долго могут послужить.
Системные требования:
- операционная система Microsoft Windows 95/98/Me/2000/2003/XP;
- процессор 166 МГц (рекомендуется 633 МГц);
- 32 Мб оперативной памяти (рекомендуется 128 Мб);
- 50 Мб свободного места на жестком диске;
- Microsoft Excel 2000/XP/2003 (вывод отчетов);
- Microsoft Access 2000/XP/2003 (обязательно).
|
рис.1 Главное окно программы
|
|
рис.2 Заполняем справочник
"Преподаватели"
|
|
рис.3 Расписание составлено
|