06.05.2016

¬аш незаменимый ежедневный помощник Ц программа ЂЁкспресс-расписание Ўколаї

Ќачина€ разработку, автор программы ЂЁкспресс-расписание Ўколаї Ц руководитель ѕрограммного центра Ђѕомощь образованиюї ѕ.—. Ѕатищев Ц поставил своей задачей создать компьютерную программу дл€ школ, сочетающую в себе все необходимые возможности, такие как: составление расписани€, выполнение ежедневных замен, учет выполнени€ нагрузки за любой период и в любом разрезе, формирование оперативных и годовых отчетов и многое другое. ѕри всем этом, программа должна быть максимально удобной и простой в использовании, легкой в освоении даже начинающими пользовател€ми компьютера.

»де€ программы ЂЁкспресс-расписание Ўколаї в еЄ названии Ц это быстрое расписание. «а считанные минуты программа позвол€ет автоматически составить основное расписание зан€тий (уроков) с помощью уникального алгоритма с последующей удобной ручной корректировкой. ¬о многих программах на этом работа с расписанием заканчиваетс€, но в ЂЁкспресс-расписание Ўколаї наиболее сильной стороной €вл€етс€ ведение ежедневных изменений расписани€ и учет фактически выполненных часов. ≈ще одним из главных достоинств программы ЂЁкспресс-расписание Ўколаї €вл€етс€ проведение анализа расписани€ с учетом трудности в полном соответствии требовани€м —анѕиЌ 2.4.2.2821-10.

¬ насто€щее врем€ программа ЂЁкспресс-расписание Ўколаї с успехом используетс€ более чем в 260 учебных заведени€х. ¬ статье предлагаем ¬ам ознакомитьс€ с алгоритмом работы в данной программе на примере демонстрационной версии, которую можно скачать на сайте ѕрограммного центра на странице с программой.

ѕри открытии программы на экране монитора по€вл€етс€ главное окно программы с вложенными окнами Ђ¬аш помощникї и Ђѕланшет уроковї (–исунок 1).

–ис.01.png

–исунок 1. Ђ√лавное окної.

 

Ђ¬аш помощникї Ц это кратка€ инструкци€ по работе с программой, а Ђѕланшет уроковї Ц основное рабочее окно программы, в котором выполн€етс€ большинство операций по составлению и корректировке школьного расписани€.

јлгоритм работы с программой начинаетс€ с заполнени€ ѕараметров расписани€, которые регламентируют работу всей программы (–исунок 2).

¬ окне Ђѕараметрыї указываютс€ общие параметры программы (вкладка Ђќбщиеї), такие как рабоча€ дата, учебный период и др. “акже в окне Ђѕараметрыї ввод€тс€ параметры расписани€, настраиваетс€ интерфейс, указываетс€ информаци€ об учебном заведении:

 –ис.02-1.png     –ис.02-2.png
 –ис.02-3.png  –ис.02-4.png

–исунок 2. Ђѕараметры расписани€ї.

Ќа вкладке Ђ—етьї все в том же окне Ђѕараметрыї устанавливаютс€ настройки дл€ автообновлени€ программы (–исунок 3).

–ис.03.png

–исунок 3. ЂЌастройки дл€ автообновлени€ї.

 

—ледующим шагом в работе с программой будет заполнение общих справочников и справочника нагрузки (–исунки 4, 5). ƒанные в них можно заносить двум€ способами: в программе предусмотрен очень простой и удобный ручной ввод информации, а также импорт данных из других источников, таких как таблицы Microsoft Excel, Word, Access, из текстовых файлов и из программы Ђƒиректорї. Ќапример, если у ¬ас есть список учителей, то ¬ы его можете не набирать заново, а импортировать.

«аполн€ть справочники рекомендуетс€ в следующей последовательности:

  1. Ђћетодические объединени€ї;
  2. Ђ“ипы аудиторийї;
  3. Ђјудиторииї;
  4. Ђ”чител€ї;
  5. Ђѕараллелиї;
  6. Ђ¬иды обучени€ї;
  7. Ђ“ипы классовї;
  8. Ђ лассыї;
  9. Ђѕредметыї;
  10. Ђ”чащиес€ї;
  11. Ђѕраздничные дниї;
  12. Ђ¬рем€ уроковї;
  13. Ђ“ипы уроковї;
  14. Ђѕричины запретовї;
  15. Ђѕроекты расписани€ї;
  16. ЂЌагрузкаї.

 –ис.04.png

–исунок 4. Ђ—правочникиї.

 

¬ справочнике Ђћетодические объединени€ї перечисл€ютс€ методические объединени€ учебного заведени€ (например, математики и иностранных €зыков). —правочник служит дл€ группировки учителей.

Ќеобходимость справочника Ђ“ипы аудиторийї обусловлена тем, что дл€ проведени€ урока можно выбрать аудиторию из нескольких аналогичных. Ќапример, урок математики можно провести в любом кабинете общего пользовани€, но в то же врем€ его нельз€ провести в спортивных залах. “аким образом, ¬ы вводите все необходимые типы (или группы) аудиторий: общего пользовани€, спортивные залы, компьютерные классы и другие.

—правочник Ђјудиторииї содержит перечень кабинетов, имеющихс€ в учебном заведении.  оличество аудиторий соответствует тому резерву, который может быть использован при составлении расписани€.  ажда€ аудитори€ относитс€ к одному определенному типу.

¬ справочнике Ђ”чител€ї содержитс€ список учителей, работающих в учебном заведении, совместителей. ƒл€ вакантных часов можно условно создавать строки Ђ¬аканси€1ї, Ђ¬аканси€2ї или Ђ¬аканси€ ќЅ∆ї и т.д.

¬ справочнике Ђѕараллелиї указываютс€ параллели, имеющиес€ в учебном заведении, иначе говор€, годы обучени€. Ётот справочник рекомендуетс€ заполн€ть демонстрационными данными при создании базы данных, в последующем его содержание не мен€етс€. ќн необходим дл€ группировки классов по годам обучени€ (параллел€м).

—правочник Ђ¬иды обучени€ї заполн€етс€ автоматически. —одержащиес€ в справочнике виды обучени€ используютс€ в справочнике классов.

¬ справочнике Ђ“ипы классовї указываетс€ тип класса.  лассы могут быть классифицированы по различным признакам, например, по профилю или источнику финансировани€. ¬ программе имеетс€ отчет о выполнении нагрузки в разрезе типов классов.

—правочник Ђ лассыї содержит список учебных классов, имеющихс€ в школе, охваченных учебным процессом, а дополнительный справочник Ђ”чащиес€ї содержит списки учащихс€ по классам и в разрезе подгрупп.

¬ справочнике Ђѕредметыї находитс€ перечень предметов, которые изучаютс€ в учебном заведении. ѕри заполнении справочника также можно указать трудность предметов в соответствии с гигиеническими рекомендаци€ми. ¬последствии программа будет рассчитывать трудность каждого учебного дн€ дл€ классов.

—правочник Ђѕраздничные дниї содержит информацию о нерабочих и праздничных дн€х, утвержденных законодательством.  роме того, он может содержать и любые другие дни, в которые учебное заведение не будет осуществл€ть учебный процесс. —правочник заполн€етс€ автоматически списком нерабочих дней. “екущее расписание на эти дни не создаетс€.

–асписание звонков указываетс€ в справочнике Ђ¬рем€ уроковї. ≈го данные используютс€ при распечатке расписани€.

—правочник Ђѕричины запретовї содержит причины отсутстви€ и зан€тости учителей, классов, аудиторий. ќбозначенные в расписании причины, позвол€ют диспетчеру фиксировать ситуацию, а также автоматизировать формирование табел€ учета рабочего времени по учител€м. ћетки запретов устанавливаютс€ в те €чейки расписани€, в которых нельз€ назначать зан€ти€. «апреты устанавливаютс€ либо на 1 урок, либо на весь учебный день.

—правочник Ђѕроекты расписани€ї содержит наименовани€ проектов основного расписани€, с указанием дл€ каждого проекта даты начала и даты окончани€. ѕроект составл€етс€ на четверть, триместр или полугодие.

ѕосле заполнени€ всех Ђпростыхї справочников заполн€етс€ справочник ЂЌагрузкаї. ќн содержит записи об учебной нагрузке классов и учителей в соответствии с учебным планом и тарификацией. ¬ справочнике указываетс€ в каком классе какой учитель какому предмету должен обучить и за какое количество часов. Ётот справочник €вл€етс€ основополагающим дл€ автоматизированного или ручного составлени€ расписани€, дл€ составлени€ отчетности. Ќазначение и замена уроков производ€тс€ исход€ из справочника нагрузки. ѕодсчет количества выданных часов осуществл€етс€ также в разрезе записей справочника нагрузки. «десь же можно указать уроки, проводимые одним учителем в нескольких классах, а также деление класса на подгруппы (до 10 подгрупп в одном классе).

ѕосле заполнени€ справочников можно переходить к составлению расписани€. –асписание можно составить как автоматически, так и в ручном режиме. ƒл€ использовани€ автоматического режима нужно сначала установить ограничени€ (Ђзапретыї). — помощью запретов можно обозначить методические дни учителей, ввести график работы совместителей, а дл€ классов указать, в какие часы они будут обучатьс€ (в какую смену). ѕосле установки запретов €чейки окрашиваютс€ в желтый цвет (–исунок 5).

¬ течение учебного года, устанавлива€ запреты, можно автоматизировать ведение табел€, в котором будет помечена причина отсутстви€ учител€: болезнь, отпуск, командировка. «апреты помогают диспетчеру при назначении уроков, так как в таблице нагрузок (нижн€€ часть планшета уроков) красным цветом показаны запрещенные к назначению классы, учител€, аудитории.

–ис.05.png

–исунок 5. Ђѕланшет уроковї.

 

“еперь можно автоматически составить ќсновное расписание. —оставл€емое расписание создаетс€ достаточно качественно, все уроки будут вписаны, а механизм составлени€ расписани€ имеет не только стадию распределени€ уроков в свободные €чейки, но и стадии Ђподн€ти€ї уроков на более ранние часы, а также стадию соединени€ уроков в подгруппах. ѕри нажатии на кнопку Ђ—оставить основное расписаниеї расписание создаетс€ Ђс нул€ї. “акже ¬ы можете сначала вручную назначить часть зан€тий и Ђƒосоставить основное расписаниеї (–исунок 6).

–ис.06.png

–исунок 6. ќкно Ђќсновное расписаниеї.

 

¬ернувшись в ѕланшет уроков, ¬ы увидите составленное расписание, после чего можете выполнить его ручную корректировку, например, с помощью перетаскивани€ уроков мышью.

“аким образом, мы составили расписание на неделю (недел€ Ц период указанный в Ђѕараметрахї), но расписание в каждой конкретной неделе может быть различно ввиду замены уроков, поэтому в программе имеютс€ два расписани€: Ђосновноеї и Ђтекущееї. ћы составили расписание на неделю, будем его называть Ђосновное расписаниеї. ќно представл€ет собой шаблон (план), в результате оперативной корректировки которого образуетс€ текущее расписание.

“екущее расписание формируетс€ на конкретный день и может отличатьс€ от основного, если в этот день в расписание пришлось ввести изменени€ (например, в св€зи с болезнью учител€, отменой уроков в классе и т.п.).

ƒл€ создани€ текущего расписани€, нужно скопировать основное расписание нужное количество раз (по количеству недель в четверти, полугодии, триместре). Ёто в программе выполн€етс€ автоматически: ¬ы выбираете проект основного расписани€, а также даты начала и окончани€ периода, в пределах которого нужно его скопировать, чтобы получить текущее расписание. ѕри таком подходе в программе ¬ы можете несколько раз полностью мен€ть основное расписание в течение учебного года, например, составл€€ новое основное расписание каждый триместр.

¬ течение учебного года программа ежедневно помогает ¬ам проводить замену уроков в текущем расписании. Ёто выполн€етс€ также в планшете уроков. ¬ыделив пустую €чейку, ¬ы узнаете, какой урок можно назначить, а выделив зан€тую €чейку Ц каким уроком заменить, например, заболевшего учител€. ћожно заменить не только урок (вместо математики назначить литературу), но и учител€ на данный предмет, можно заменить аудиторию.

¬ыполнив замену зан€тий на завтра (либо на неделю или несколько дней), все изменени€ ¬ы видите в Ђ∆урнале замен уроковї, где отражаютс€ различи€ между основным и текущим расписани€ми (–исунок 7).

–ис.07.png

–исунок 7. Ђ∆урнал замен уроковї.

 

¬ таблице подробно отражено, какие предметы, учител€ или аудитории были сн€ты и назначены. Ђ∆урнал замен уроковї также легко распечатать, чтобы вывесить на информационную доску в виде Ђ∆урнала заменї, ЂЋиста заменыї или Ђ–асписани€ на деньї.

ƒл€ проверки корректности расписани€ существует ЂЋист проблемї. ќн предназначен дл€ отображени€ уроков, которые должны быть сн€ты (или заменены) по причине, например, наличи€ запретов, превышени€ по количеству часов, а также проблем с аудитори€ми. “ака€ информаци€ поможет ¬ам избежать ошибок в расписании.

—оставленное расписание €вл€етс€ основой дл€ формировани€ различных отчетов, как оперативных, так и итоговых. —оставление отчетов €вл€етс€ неотъемлемой частью работы завуча, а автоматизаци€ этой работы позвол€ет сократить врем€ на ее выполнение во много раз.

ќтчеты Ђјнализ нагрузки (учителей, классов, аудиторий, типов аудиторий)ї служат дл€ анализа совокупной нагрузки по учител€м, классам, аудитори€м и типам аудиторий дл€ вы€влени€ превышени€ допустимого количества часов, изЦза чего выполнение нагрузки окажетс€ нереальным. ѕри открытии отчетов Ђјнализ нагрузки (учителей, классов, аудиторий, типов аудиторий)ї они сортируетс€ по убыванию количества часов. ѕри необходимости можно отсортировать отчеты по другой графе и в другом направлении. ќтчеты распечатываютс€ с помощью кнопки  нопкаѕечать.gif Ц ѕечать.

Ђ“абель учета использовани€ рабочего времениї отражает фактически выданное количество учебных часов учител€ми в каждый день мес€ца. “абель составл€етс€ на основании уроков текущего расписани€, в нем отражаютс€ причины запретов в соответствии с их обозначени€ми дл€ табел€, например, нетрудоспособность Ц ЂЅї. “абель распечатываетс€ по утвержденной форме (–исунок 8).

 –ис.08.png

–исунок 8. ѕечатна€ форма Ђ“абел€ по учител€м...ї

 

ѕоскольку в учебном заведении уроки бывают различных типов, (например, лекци€, практическое зан€тие и др.) программа ЂЁкспресс-расписание Ўколаї позвол€ет вести учет выполненных часов в разрезе их типов по учител€м или классам. “ипы уроков указываютс€ в одноименном справочнике, а в отчете Ђ”чет по типам уроковї каждый тип будет представлен одной графой. “ипы уроков указываютс€ в справочнике ЂЌагрузкиї, если тип не указан, то количество выполненных уроков вводитс€ в графу Ђне указанї.

¬ учебном заведении бывают различные классы, различающиес€, например, профилем (общеобразовательный, математический, гуманитарный), источником финансировани€ (бюджет, внебюджет) или видом де€тельности (основные или факультативные зан€ти€). “ипы классов указываютс€ в одноименном справочнике. ”чет часов, выполненных учител€ми, ведетс€ в разрезе типов классов и отображаетс€ в отчете Ђ”чет по типам классовї. ¬ отчете каждый тип будет представлен одной графой, а если тип класса не указан в справочнике классов, то выполненное количество часов выводитс€ в графу Ђне указанї.

“акже в программе предусмотрен отчет об использовании аудиторий Ђ”чет по аудитори€мї. ƒанный отчет формируетс€ за любой период, ограниченный двум€ датами.

¬ течение учебного периода ввиду длительного отсутстви€ учител€ его нагрузку по данному предмету могут передавать другим учител€м. ƒл€ этого в программе в Ђѕланшете уроковї используетс€ операци€ Ђ«аменить учител€ї. ќтчет Ђѕередача нагрузкиї показывает количество переданных часов по мес€цам в разрезе учителей, у которых было сн€тие и передача нагрузки.

ќтчет Ђ¬ыполнение за мес€цї (справкаЦвыписка) показывает фактически выполненное количество учебных часов учител€ми в соответствующих классах за мес€ц, а также показывает выполнение нагрузки по дн€м мес€ца.

ƒважды щелкнув по строке, из отчета Ђ¬ыполнение за мес€цї можно удобно перейти в Ђ∆урнал уроковї, где будут перечислены уроки, выполненные за мес€ц выбранным учителем или в выбранном классе, либо одним учителем в одном классе.

ќтчет Ђ”чет часов за мес€цї позвол€ет вывести на печать количество фактически выданных уроков в классах по дн€м мес€ца в разрезе нагрузок. ќтчет Ђ”чет часов за мес€цї фактически дублирует отчет Ђ¬ыполнение за мес€ц (справкаЦвыписка)ї с разницей в детализации: в данном отчете детализаци€ по нагрузкам (а не суммарно по классам или учител€м как в предыдущем). “о есть, если один учитель вел несколько предметов в одном классе, то в этом отчете будет несколько строк.

ќтчет Ђ¬ыполнение нагрузкиї служит дл€ анализа текущего выполнени€ учебной нагрузки учител€ми. ќтчет позвол€ет своевременно вы€вить отставание от недельной и годовой нормы, наметить пути устранени€ отставани€ выполнени€ нагрузки. ¬ отчете содержатс€ фактические данные о количестве проведенных уроков на любую дату по учител€м, классам.

 ак уже упоминалось в начале статьи, в программе ЂЁкспресс-расписание Ўколаї предусмотрена возможность анализа трудности расписани€. ¬ соответствии с рекомендаци€ми к расписанию уроков, представленными в —анѕиЌ 2.4.2.2821-10, при составлении расписани€ дл€ обучающихс€ начальных, средних и старших классов необходимо учитывать трудность каждого учебного предмета, а распределение учебной нагрузки в течение недели должно быть построено так, чтобы наибольший ее объем приходилс€ на вторник и/или среду. ѕрограмма ЂЁкспресс-расписание Ўколаї позвол€ет проводить анализ учебного расписани€ в полном соответствии с требовани€ми —анѕиЌ 2.4.2.2821-10, поскольку в справочнике Ђѕредметыї уже проставлена трудность каждого учебного предмета (в баллах).

ƒл€ анализа трудности как основного, так и текущего расписани€ за любой период по каждому классу предназначен отчет Ђƒинамика трудности расписани€ї. »нформаци€ выводитс€ в виде графика, показывающего динамику трудности в разрезе классов по дн€м анализируемого периода раздельно дл€ основного и текущего расписани€ (–исунок 9).

–ис.09.png

–исунок 9. Ђƒинамика трудности расписани€ї.

 

¬ыборка уроков позвол€ет выбрать уроки или запреты основного или текущего расписани€, соответствующие любым поставленным услови€м. ѕолучаемый Ђ∆урнал уроковї поможет сверить данные расписани€ с данными классных журналов. «десь кажда€ строка представл€ет собой либо урок, либо запрет, о чем сообщаетс€ в последней графе таблицы. ∆урнал уроков можно сортировать, его можно распечатать полностью или частично, выделив необходимые строки.

ƒл€ распространени€ оперативной информации о составленном расписании может быть использована сеть »нтернет. ¬ этом случае каждый школьник сможет узнать расписание, не выход€ из дома. ѕрограмма ЂЁкспресс-расписание Ўколаї формирует веб-страницы в удобной и красивой форме, на самое главное, что это самый оперативный способ публикации расписани€, особенно замен на завтрашний день (–исунок 10).

–ис.10.png

–исунок 10. Ђ¬ебЦстраницаї.

 

ѕодвод€ итог, можно с уверенностью сказать, что программа ЂЁкспресс-расписание Ўколаї станет ¬ашим ежедневным помощником и может сопровождать ¬ашу работу в течение всего учебного года. — ее помощью ¬ы быстрее и качественнее будете составл€ть учебное расписание и выполн€ть замены, планировать работу, проводить анализ трудности расписани€ в соответствии с —анѕиЌ 2.4.2.2821-10, составл€ть отчетность, и кроме того, публиковать расписание в »нтернет. ѕрограмма будет необходима ¬ам и дл€ оперативного управлени€ школой, и дл€ осуществлени€ контрол€. Ѕолее того, сетева€ верси€ позвол€ет работать в программе не только завучу, но и, например, директору, а учител€ с других компьютеров могут узнавать свое расписание или провер€ть заполнение журналов по датам. ѕрограмма ЂЁкспрессЦрасписание Ўколаї посто€нно совершенствуетс€, увеличиваетс€ спектр возможностей программы, выполн€ютс€ доработки по ¬ашим пожелани€м.

ƒанна€ стать€ включает в себ€ лишь краткий обзор, а более подробную информацию о программе можно почерпнуть как из руководства пользовател€, так и из видео вебинаров, опубликованных на нашем сайте: pbprog.ru (ѕрограммный÷ентр.–‘). ¬се интересующие вопросы ¬ы можете задать либо по бесплатному телефону: 8-800-707-41-80, либо по электронной почте: sales@pbprog.ru.


¬ебинар Ђ—оздание пакета документов на √ ” и √–ѕ в регионе на ‘√»—ї

22.09.2020

 ак составить план-меню и меню на день за 30 минут

21.09.2020

»тоги вебинара Ђќбзор изменений законодательства в сфере кадастровой де€тельностиї

17.09.2020

–еспублика “атарстан перешла на ‘√»— ≈√–Ќ

17.09.2020

Ќова€ верси€ программы Ђƒиплом-стандарт ‘√ќ— ¬ќї

16.09.2020

Ќова€ верси€ ѕодпись ѕро от 16.09.2020 г.

16.09.2020