Отдел продаж: 8-800-707-41-80
Техподдержка: 8-800-100-58-90

МР 2.4.5.0131-18. 2.4.5. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Практические аспекты организации рационального питания детей и подростков, организация мониторинга питания. Методические рекомендации

Ссылка скопирована в буфер обмена

ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Утверждаю

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека -

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации

А.Ю.ПОПОВА

10 августа 2018 г.

2.4.5. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ПИТАНИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МР 2.4.5.0131-18

1. Разработаны ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора (И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев, В.Н. Михеев, П.А. Вейних, И.П. Флянку, О.В. Толкунова); Управление Роспотребнадзора в Омской области (А.С. Крига, М.Н. Бойко, Ю.В. Меньшикова); Министерство здравоохранения Омской области (А.Е. Стороженко).

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 10.08.2018.

3. Введены впервые.

 

I. Общие положения и область применения

 

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) направлены на улучшение организации питания детей и подростков в организованных детских коллективах.

1.2. МР могут быть использованы органами и организациями Роспотребнадзора, региональными органами управления образованием, образовательными и оздоровительными организациями для детей и подростков, организациями по уходу и присмотру за детьми, высшими учебными заведениями медицинского и педагогического профиля.

 

II. Рекомендации по разработке меню и режиму питания

 

2.1. Меню рекомендуется составлять не менее чем на 2 недели.

Меню должно учитывать физиологическую потребность организма в энергии и пищевых веществах, а также фактические энерготраты ребенка; быть разнообразным, безопасным и сбалансированным; включать продукты для детского питания, обогащенные витаминами, минералами, бифидобактериями; содержать блюда в технологии приготовления которых использовались щадящие способы кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение вкусовых качеств, предусматривать возможность организации питания детей с учетом медицинских показаний.

Допускается включение в меню блюд, в технологии приготовления которых предусматривается введение пищевых добавок, разрешенных в установленном порядке [3, 9].

Меню не должно включать пищевые продукты и блюда, которые могут послужить причиной возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений).

В меню не должны допускаться повторения одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни.

С целью обеспечения полноценности питания на этапе разработки меню рекомендуется составлять прогнозную накопительную ведомость рациона питания на цикл. При этом колебания среднесуточных показателей, поступающих с рационом питания продуктов по каждой группе, не должны быть ниже рекомендуемого уровня более чем на 5% в пересчете на нетто (приложение 1 к методическим рекомендациям).

Организация питания детей в организованных коллективах регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями, в которых в том числе, приведены среднесуточные наборы пищевых продуктов для детей различных возрастных групп. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований обеспечивает санитарно-микробиологическую и санитарно-химическую безопасность питания детей дошкольного возраста в организованных коллективах и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка дошкольного и школьного возраста.

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для детей различных возрастных групп распределены по приемам пищи в приложении 1 к методическим рекомендациям.

При построении меню необходимо учитывать режим работы организации, требования действующих нормативных документов, определяющих рекомендуемое распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи [13, 15, 16, 17]. На завтрак должно приходиться 20 - 25% от суточной калорийности рациона, обед - 30 - 35%, полдник - 10 - 15%, ужин - 20 - 25%, второй ужин - 5%. В промежутке между завтраком и обедом может быть организован второй завтрак, включающий выдачу напитка или свежих фруктов.

В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 - 15%) от калорийности рациона, жиров 30 - 32% и углеводов 55 - 58%. При составлении меню следует учитывать национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей.

На все блюда, указанные в меню, необходимо иметь технологические карты.

Технологические карты составляются на основании рецептурных сборников, рекомендованных для детского питания. Технологические карты должны быть точными копиями первоисточника, какие-либо пересчеты норм внесения продуктов с учетом объема выдаваемых порций в технологической карте проводиться не должны. Рекомендуется оформлять приложения к технологической карте с учетом фактического выхода блюда и возрастных групп питающихся.

Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям в сборниках рецептур.

2.2. Завтрак может состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные или яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка.

Второй завтрак может включать десерт (фрукт, сок).

Обед может включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель, витаминизированный напиток, сок и др.).

Полдник может включать напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.

Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты и горячие напитки.

На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.

2.3. Ежедневное меню рекомендуется вывешивать в столовой и (или) групповой ячейке.

2.4. Наряду с основным питанием в общеобразовательных учреждениях возможна организация дополнительного питания.

С целью выработки у школьников навыков здорового питания в ассортимент дополнительного питания рекомендуется включение первых блюд (1 - 2 наименования), вторых блюд (1 - 2 наименования), салатов (1 - 2 наименования), напитков (1 - 2 наименования) и выпечных изделий.

2.5. Установка вейдинговых аппаратов в образовательных организациях может быть использована как вариант организации дополнительного питания. При этом, через аппараты для автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской упаковке допускается реализация соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки не более 350 мл; бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500 мл, при соблюдении условий их хранения и сроков реализации.

2.6. Выдача детям кислородных коктейлей может осуществляться только по назначению врача-педиатра медицинским работником образовательной (оздоровительной) организации и при наличии необходимых условий для приготовления коктейлей. На выдаваемый детям кислородный коктейль должна иметься технологическая карта. В составе кислородных коктейлей в качестве пенообразователя не должны использоваться сырые яйца, а также пенообразователи на спиртовой основе.


III. Рекомендации по расчету калорийности меню с учетом

фактической двигательной активности детей

3.1. Для определения более точных цифр требуемой калорийности рациона при построении меню рекомендуется в организованном коллективе проводить предварительную оценку фактической двигательной активности детей и подростков с учетом режима дня и реализуемых в учреждении образовательных и спортивных программ.

Для оценки двигательной активности необходимо заполнить карты самоотчета на выборочную группу детей и подсчитать суммарное время, затраченное на каждую из категорий двигательной активности (приложение 2 к методическим рекомендациям).

Для определения энерготрат на каждую категорию двигательной активности (в ккал/кг) показатели продолжительности времени, затраченного на каждую из категорий двигательной активности, умножаются на соответствующий ей метаболический коэффициент.

Показатель фактических энерготрат определяется посредством суммации энерготрат по всем категориям двигательной активности.

С целью оценки соответствия калорийности рациона питания фактическим энерготратам ребенка, рекомендуется полученный показатель энерготрат (ккал/кг/сутки) умножать на массу тела и опр

еделять суммарные энерготраты ребенка (ккал/сутки). Далее возможно руководствоваться полученными данными для построения цикличного меню.

3.2. В качестве примера приводятся данные оценки циклического меню и фактических энерготрат детей в оздоровительной организации для детей и подростков с круглосуточным режимом пребывания. При оценке цикличного меню было установлено, что меню - разнообразное, 5-разовое; объемы порций соответствуют рекомендованным количественным показателям, регламентированным санитарно-эпидемиологическими требованиями [16]. Вместе с тем, калорийность питания - ниже фактических энерготрат детей старших возрастных групп в 9, 10, 12, 15, 18, 19 и 21 дни, что свидетельствует о необходимости увеличения основного рациона питания для данной возрастной группы. В остальные дни энергетическая ценность рациона питания соответствовала фактическим энерготратам детей, либо превышала их.

IV. Рекомендации по организации мониторинга за питанием

4.1. Мониторинг питания в образовательной (оздоровительной) организации должен осуществляться ежедневно с составлением отчета не реже одного раза в учебную четверть для общеобразовательных организаций и не реже одного раза в квартал для организаций дошкольного образования, для оздоровительных организаций - ежедневно, с отчетом по итогам смены.

4.2. Сбор информации об организации питания в дошкольных организациях, общеобразовательных организациях, организациях отдыха и оздоровления детей предусматривает учет первичных данных в соответствии с приложением 3 к методическим рекомендациям.

4.3. В качестве основных расчетных показателей для оценки охвата школьников горячим питанием определяются следующие:

- удельный вес школьников, охваченных горячим питанием, в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

- удельный вес школьников, охваченных горячими завтраками, в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

- удельный вес школьников, охваченных обедами, в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

- удельный вес школьников, охваченных двух-трехразовым питанием (от всех школьников), в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

- удельный вес школьников, охваченных двух-трехразовым питанием (от школьников, нуждающихся в двух-трехразовом питании), в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

- удельный вес школьников, получающих дотации на питание;

- стоимость школьного завтрака, обеда, полдника (руб/день);

- размер дотации на питание (руб/день).

Учет и анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий для оценки организации питания в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях, организациях отдыха и оздоровления детей проводится территориальными органами Роспотребнадзора в соответствии с приложением 4 к методическим рекомендациям.

За отчетный период (учебная четверть, квартал, смена) определяются:

- показатели выполнения норм питания в процентах и отклонения (занижения) от нормативов в процентах от нормативного уровня в соответствии с приложением 1 к методическим рекомендациям;

- общее количество выявленных нарушений в ходе контрольно-надзорных мероприятий и составленных протоколов за выявленные нарушения.

Детально рекомендуется учитывать количество нарушений, выявленных к сопроводительной документации, условиям хранения и срокам реализации продуктов, наличия в реализации запрещенных продуктов и блюд, подтвердившиеся жалобы на организацию питания.

4.4. Результаты мониторинга рекомендуется использовать для реализации мероприятий по улучшению организации питания детей, сохранению и укреплению их здоровья.

  

Приложение 1

к МР 2.4.5.0131-18

   

Примерные наборы

продуктов по приемам пищи для организации питания детей

в дошкольных образовательных организациях и организациях

по уходу и присмотру за детьми до 7-ми лет (в нетто г,

мл на 1 ребенка в сутки)

N

Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов

Завтрак

Второй завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Второй ужин

Итого за сутки

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1

Молоко, молочные и кисломолочные продукты

39

68

0

0

13

14

100

100

38

68

200

200

390

450

2

Творог

10

15

0

0

0

0

10

10

10

15

0

0

30

40

3

Сметана

1

2

0

0

5

5

2

2

1

2

0

0

9

11

4

Сыр

2,2

3,3

0

0

1

1,5

0

0

1,1

1,6

0

0

4,3

6,4

5

Мясо бескостное

15

16,5

0

0

25

27

0

0

15

17

0

0

55

60,5

6

Птица (куры, цыплята-бройлеры, индейка-потрошенная, 1 кат)

0

0

0

0

11,5

13,5

0

0

11,5

13,5

0

0

23

27

7

Рыба (филе)

0

0

0

0

16

19

5

5

13

15

0

0

34

39

8

Колбасные изделия

0

3

0

0

0

4

0

0

0

0

0

0

0

7

9

Яйцо (шт.)

0,2

0,2

0

0

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0

0

0,5

0,1

10

1) картофель: с 01.09 по 31.10

23

27

0

0

75

88

13

15

49

57

0

0

160

187

2) картофель: с 31.10 по 31.1227320081961414505800172200
3) картофель: с 31.12 по 28.02283400881021515546400185215
4) картофель: с 29.02 по 01.09303700951121717586800200234

11

Овощи

50

60

0

0

136

175

20

25

50

65

0

0

256

325

12

Фрукты свежие

13

19

50

44

5

5

10

10

30

30

0

0

108

114

13

Сухофрукты

0

0

0

0

9

11

0

0

0

0

0

0

9

11

14

Сок фруктовые и овощные

0

0

50

50

0

0

50

50

0

0

0

0

100

100

15

Витаминизированные напитки

0

0

0

25

0

25

0

0

0

0

0

0

0

50

16

Хлеб ржаной

10

15

0

0

20

20

0

0

10

15

0

0

40

50

17

Хлеб пшеничный

20

30

0

0

25

30

0

0

15

20

0

0

60

80

18

Крупы, бобовые

10

14

0

0

10

15

0

0

10

14

0

0

30

43

19

Макаронные изделия

3

4

0

0

3

4

0

0

2

4

0

0

8

12

20

Мука пшеничная

5

7

0

0

5

6

10

10

5

6

 

 

25

29

21

Масло сливочное

6

7

0

0

3

4

3

3

6

7

0

0

18

21

22

Масло растительное

1

1

0

0

3

3

2

2

3

5

0

0

9

11

23

Кондитерские изделия

3

5

0

0

0

0

4

10

0

5

0

0

7

20

24

Чай

0,1

0,1

0

0

0

0

0

0

0,4

0,5

0

0

0,5

0,6

25

Какао-порошок

0,5

0,5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,5

0,5

26

Кофейный напиток

1

1,2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1,2

27

Сахар

12

15

0

0

10

13

5

6

10

13

0

0

37

47

28

Дрожжи хлебопекарные

0

0

0

0

0

0

0,4

0,5

0

0

0

0

0,4

0,5

29

Крахмал

0

0

0

0

2

3

0

0

0

0

0

0

2

3

30

Соль пищевая поваренная

1

2

0

0

2

2

0

0

1

2

0

0

4

6

   

Примерные наборы

продуктов по приемам пищи для организации питания детей

в дошкольных образовательных организациях и организациях

по уходу и присмотру за детьми до 7-ми лет (в нетто г,

мл на 1 ребенка в сутки)

N

Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов

Завтрак

Второй завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Второй ужин

Итого за сутки

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1 - 3 г.

3 - 7 л.

1

Молоко, молочные и кисломолочные продукты

39

68

0

0

13

14

100

100

38

68

200

200

390

450

2

Творог

10

15

0

0

0

0

10

10

10

15

0

0

30

40

3

Сметана

1

2

0

0

5

5

2

2

1

2

0

0

9

11

4

Сыр

2,1

3,2

0

0

0,9

1,3

0

0

1

1,5

0

0

4

6

5

Мясо бескостное

14

15

0

0

23

25

0

0

13

15

0

0

50

55

6

Птица (куры, цыплята-бройлеры, индейка-потрошенная, 1 кат)

0

0

0

0

10

12

0

0

10

12

0

0

20

24

7

Рыба (филе)

0

0

0

0

15

18

5

5

12

14

0

0

32

37

8

Колбасные изделия

0

3

0

0

0

3,9

0

0

0

0

0

0

0

6,9

9

Яйцо (г)

8

8

0

0

4

4

4

4

4

8

0

0

20

24

10

Картофель

17

20

0

0

56

66

10

11

37

43

0

0

120

140

11

Овощи

40

48

0

0

109

140

16

20

40

52

0

0

205

260

12

Фрукты свежие

11

16

44

44

5

5

9

9

26

26

0

0

95

100

13

Сухофрукты

0

0

0

0

9

11

0

0

0

0

0

0

9

11

14

Сок фруктовые и овощные

0

0

50

50

0

0

50

50

0

0

0

0

100

100

15

Витаминизированные напитки

0

0

0

25

0

25

0

0

0

0

0

0

0

50

16

Хлеб ржаной

10

15

0

0

20

20

0

0

10

15

0

0

40

50

17

Хлеб пшеничный

20

30

0

0

25

30

0

0

15

20

0

0

60

80

18

Крупы, бобовые

10

14

0

0

10

15

0

0

10

14

0

0

30

43

19

Макаронные изделия

3

4

0

0

3

4

0

0

2

4

0

0

8

12

20

Мука пшеничная

5

7

0

0

5

6

10

10

5

6

 

 

25

29

21

Масло сливочное

6

7

0

0

3

4

3

3

6

7

0

0

18

21

22

Масло растительное

1

1

0

0

3

3

2

2

3

5

0

0

9

11

23

Кондитерские изделия

3

5

0

0

0

0

4

10

0

5

0

0

7

20

24

Чай

0,1

0,1

0

0

0

0

0

0

0,4

0,5

0

0

0,5

0,6

25

Какао-порошок

0,5

0,5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,5

0,5

26

Кофейный напиток

1

1,2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1,2

27

Сахар

12

15

0

0

10

13

5

6

10

13

0

0

37

47

28

Дрожжи хлебопекарные

0

0

0

0

0

0

0,4

0,5

0

0

0

0

0,4

0,5

29

Крахмал

0

0

0

0

2

3

0

0

0

0

0

0

2

3

30

Соль пищевая поваренная

1

2

0

0

2

2

0

0

1

2

0

0

4

6



Примерные наборы

продуктов по приемам пищи для организации питания

детей в общеобразовательных организациях и организациях

начального профессионального образования (в брутто г,

мл, шт. на 1 ребенка/подростка в сутки)

N

Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов

Завтрак

Второй завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Второй ужин

Итого за сутки

7 - 10 л.

11 - 18

7 - 10

11 - 18

7 - 10

11 - 18

7 - 10

11 - 18

7 - 10

11 - 18

7 - 10

11 - 18

7 - 10

11 - 18

1

Хлеб ржаной

30

40

0

0

30

50

0

0

20

30

0

0

80

120

2

Хлеб пшеничный

50

70

0

0

50

60

0

0

50

70

0

0

150

200

3

Мука пшеничная

3

4

0

0

3

4

6

6

3

6

0

0

15

20

4

Крупы, бобовые

15

17

0

0

15

16

0

0

15

17

0

0

45

50

5

Макаронные изделия

5

7

0

0

5

7

0

0

5

6

0

0

15

20

6

1) картофель: с 01.09 по 31.10

30

30

0

0

135

135

15

15

70

70

0

0

250

250

 

2) картофель: с 31.10 по 31.12

32

32

0

0

145

145

18

18

75

75

0

0

270

270

 

3) картофель: с 31.12 по 28.02

34

34

0

0

156

156

20

20

80

80

0

0

290

290

 

4) картофель: с 29.02 по 01.09

37

37

0

0

160

160

24

24

92

92

0

0

313

313

7

Овощи

60

68

0

0

145

165

10

12

135

155

0

0

350

400

8

Фрукты свежие

30

30

100

100

0

0

40

40

30

30

0

0

200

200

9

Сухофрукты

0

0

0

0

15

20

0

0

0

0

0

0

15

20

10

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные

0

0

100

100

0

0

100

100

0

0

0

0

200

200

11

Мясо жилованное

17

18

0

0

30

34

0

0

30

34

0

0

77

86

12

Птица (цыплята-бройлеры потрошеные - 1 кат)

0

0

0

0

20

30

0

0

20

30

0

0

40

60

13

Рыба (филе)

0

0

0

0

25

33

5

7

30

40

0

0

60

80

14

Колбасные изделия

10

13

0

0

0

0

0

0

5

7

0

0

15

20

15

Молоко

30

30

0

0

15

15

40

40

15

15

200

200

300

300

16

Кисломолочные продукты

50

50

0

0

0

0

70

100

0

0

30

30

150

180

17

Творог

20

25

0

0

0

0

10

10

20

25

0

0

50

60

18

Сыр

5

6

0

0

2,5

3

0

0

2,5

3

0

0

10

12

19

Сметана

2

2

0

0

5

5

2

2

1

1

0

0

10

10

20

Масло сливочное

10

12

0

0

5

6

5

5

10

12

0

0

30

35

21

Масло растительное

1

1

0

0

7

8

2

3

5

6

0

0

15

18

22

Яйцо (шт)

0,5

0,5

0

0

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0

0

1

1

23

Сахар

13

14

0

0

11

12

5

6

11

13

0

0

40

45

24

Кондитерские изделия

3

4

0

0

0

0

4

7

3

4

0

0

10

15

25

Чай

0,1

0,1

0

0

0

0

0

0

0,3

0,3

0

0

0,4

0,4

26

Какао-порошок

1,2

1,2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1,2

1,2

27

Дрожжи хлебопекарные

0,5

1

0

0

0

0

0,5

1

0

0

0

0

1

2

28

Соль пищевая поваренная

1

2

0

0

2

3

0

0

2

2

0

0

5

7


Примерные наборы

продуктов по приемам пищи для организации питания

детей в общеобразовательных организациях и организациях

начального профессионального образования (в нетто г,

мл, на 1 ребенка/подростка в сутки)

N

Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов

Завтрак

Второй завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Второй ужин

Итого за сутки

7 - 10 л.

11 - 18

7 - 10

11 - 18

7 - 10

11 - 18

7 - 10

11 - 18

7 - 10

11 - 18

7 - 10

11 - 18

7 - 10

11 - 18

1

Хлеб ржаной

30

40

0

0

30

50

0

0

20

30

0

0

80

120

2

Хлеб пшеничный

50

70

0

0

50

60

0

0

50

70

0

0

150

200

3

Мука пшеничная

3

4

0

0

3

4

6

6

3

6

0

0

15

20

4

Крупы, бобовые

15

17

0

0

15

16

0

0

15

17

0

0

45

50

5

Макаронные изделия

5

7

0

0

5

7

0

0

5

6

0

0

15

20

6

Картофель

22

22

0

0

100

100

12

12

53

53

0

0

187

187

7

Овощи

48

54

0

0

116

132

8

10

108

124

0

0

280

320

8

Фрукты свежие

28

28

90

90

0

0

40

40

27

27

0

0

185

185

9

Сухофрукты

0

0

0

0

15

20

0

0

0

0

0

0

15

20

10

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные

0

0

100

100

0

0

100

100

0

0

0

0

200

200

11

Мясо жилованное

15

16

0

0

28

31

0

0

27

31

0

0

70

78

12

Птица (цыплята-бройлеры потрошеные - 1 кат)

0

0

0

0

17,5

26,5

0

0

17,5

26,5

0

0

35

53

13

Рыба (филе)

0

0

0

0

24

31

5

7

29

39

0

0

58

77

14

Колбасные изделия

9,7

12,6

0

0

0

0

0

0

5

7

0

0

14,7

19,6

15

Молоко

30

30

0

0

15

15

40

40

15

15

200

200

300

300

16

Кисломолочные продукты

50

50

0

0

0

0

70

100

0

0

30

30

150

180

17

Творог

20

25

0

0

0

0

10

10

20

25

0

0

50

60

18

Сыр

4,8

5,8

0

0

2,5

3

0

0

2,5

3

0

0

9,8

11,8

19

Сметана

2

2

0

0

5

5

2

2

1

1

0

0

10

10

20

Масло сливочное

10

12

0

0

5

6

5

5

10

12

0

0

30

35

21

Масло растительное

1

1

0

0

7

9

2

2

5

6

0

0

15

18

22

Яйцо

20

20

0

0

4

4

8

8

8

8

0

0

40

40

23

Сахар

13

14

0

0

11

12

5

6

11

13

0

0

40

45

24

Кондитерские изделия

3

4

0

0

0

0

4

7

3

4

0

0

10

15

25

Чай

0,1

0,1

0

0

0

0

0

0

0,3

0,3

0

0

0,4

0,4

26

Какао-порошок

1,2

1,2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1,2

1,2

27

Дрожжи хлебопекарные

0,5

1

0

0

0

0

0,5

1

0

0

0

0

1

2

28

Соль пищевая поваренная

1

2

0

0

2

3

0

0

2

2

0

0

5

7



Приложение 2

к МР 2.4.5.0131-18

 

Анкета

оценки структуры фактической двигательной

активности ребенка

Анкетирование проводится с целью изучения фактической двигательной активности школьников, направлено на определение средне-суточных энерготрат.

Виды деятельности

Время, часы

Продолжительность сна

 

Время, затраченное на выполнение уроков, просмотр телевизора, работу с компьютером, телефоном и пр.

 

Время, затраченное на прогулки, выполнение работ легкой степени интенсивности, с преимущественно умственным компонентом и пр.

 

Время, затраченное на выполнение работ средней интенсивности, подвижные игры, катание на лыжах, велосипеде, занятия в спортивных секциях и пр.

 

Время, затраченное на выполнение работ высокой интенсивности, бег, занятия в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, плавание, танцы и пр.

 



Приложение 3

к МР 2.4.5.0131-18

 

ПРОГРАММА

СБОРА ИНФОРМАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ


Программа сбора информации в ходе реализации мониторинговых задач на уровне муниципального образования, субъекта Федерации, Федерального округа должна включать обязательные атрибуты, позволяющие в дальнейшем формализовать информацию и провести ее качественную оценку. Для этого необходимо учитывать следующие данные:

1. Федеральный округ;

2. Субъект Российской Федерации;

3. Муниципальное образование;

4. Округ (район) внутри муниципального образования;

5. Краткое наименование общеобразовательной организации;

6. ИНН общеобразовательной организации;

7. Количество детей по списку обучающихся, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

8. Количество детей с отказом от питания, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

9. Количество детей на домашнем обучении, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

10. Размер социальной поддержки (руб/чел/день), в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

11. Средняя стоимость завтрака, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

12. Средняя стоимость обеда, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

13. Средняя стоимость полдника, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

14. Среднее фактическое количество обучающихся за отчетный период посещавших общеобразовательную организацию, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

15. Количество детей получающих социальную поддержку, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

16. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно горячие завтраки, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

17. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно обеды, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

18. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно горячие завтраки и обеды, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

19. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно горячие завтраки, обеды и полдники, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

20. Количество школьников, посещающих группу продленного дня, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

21. Количество школьников, обучающихся на подвозе, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

22. Количество школьников, обучающихся на подвозе - всего, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

23. Количество школьников, обучающихся на подвозе и посещающих группу продленного дня, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

24. Количество фактическое количество обучающихся школьников, обучающихся на подвозе и проживающих в пришкольном интернате, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы).


Приложение 4

к МР 2.4.5.0131-18


ПОКАЗАТЕЛИ

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА

И ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЕТУ И АНАЛИЗУ В СИСТЕМЕ

МОНИТОРИНГА ПИТАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК)

1. Выполнение физиологических норм питания по основным группам продуктов в гр. (среднесуточное за цикл) и в процентах в сравнении с рекомендуемым количеством (приложение 1 к методическим рекомендациям) при контроле:

- за дошкольными организациями - по возрастным группам от 1 - 3 года и 3 - 7 лет;

- за организацией питания в общеобразовательных организациях и организациях отдыха и оздоровления детей с дневным пребыванием - по возрастным группам 7 - 10 лет и 11 - 18 лет;

- за стационарными организациями отдыха и оздоровления детей и подростков - по возрастным группам 7 - 10 лет и 11 лет и старше.

2. Наличие замечаний к сопроводительной документации (количество за проверку).

3. Наличие замечаний к условиям хранения и срокам реализации (количество за проверку).

4. Наличие в реализации запрещенных продуктов и блюд.

5. Результаты лабораторного контроля по исследованному сырью на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза (по микробиологическим и санитарно-химическим показателям) [3, 6, 7, 10], оценки качества и безопасности готовых блюд (по микробиологическим показателям, калорийности и содержания витамина C).

6. Количество выявленных в ходе проверки нарушений действующих санитарных норм и правил в части организации питания [13, 15, 16, 17].

7. Количество выявленных в ходе проверки нарушений технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза в части требований к пищевой продукции [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].

8. Количество составленных протоколов за выявленные в ходе проверки нарушения действующих санитарных норм и правил в части организации питания [13, 15, 16, 17].

9. Количество составленных протоколов за выявленные в ходе проверки нарушения технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза в части требований к пищевой продукции [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].

 СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

1. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

3. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).

4. Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).

5. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011).

6. Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011).

7. Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011).

8. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции" (ТР ТС 027/2012).

9. Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок" (ТР ТС 029/2012).

10. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013).

11. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013).

12. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016).

13. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

14. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

15. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".

16. СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей".

17. СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул".

 

Меню для питания детей 3–7 лет

29990 Р

Перейти

Повышение квалификации «Сбалансированное питание дошкольников: требования, организация и контроль»

5000 Р

Перейти

Повышение квалификации «Сбалансированное питание детей в школе: требования, организация и контроль»

5000 Р

Перейти

Практический курс «Расписание в колледже под ключ»

8000 Р

Перейти

Профессиональная переподготовка «Кадастровая деятельность»

11990 Р

Перейти