Отдел продаж: 8-800-707-41-80
Техподдержка: 8-800-100-58-90

16.08.2021

Электронная подпись: что изменилось с 1 июля 2021 года

С 1 июля 2021 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 №63-ФЗ. Они повлияли на всех, кто использует электронную подпись в сфере бизнеса, торгов, госсистем и других. А также на работу многих удостоверяющих центров. Обо всем по порядку расскажем в статье.





Что происходит



В 2019 году были приняты поправки в Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 №63-ФЗ. Часть правок вступили в силу 1 июля 2021 года, остальные – начнут работать с 1 января 2022 года. 


Изменения коснулись всех, кто выпускает и использует электронную подпись (ЭП). Теперь руководители организаций могут получать ЭП только в Федеральной налоговой службе (ФНС) или у её доверенных лиц, сотрудники – в удостоверяющих центрах (УЦ) с новой аккредитацией. 

 



Кто имеет право выдавать электронные подписи с 1 июля 2021 г.



Выдавать электронные подписи могут УЦ ФНС и аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ).


УЦ ФНС – территориальные отделения налоговых инспекций. 


Не все региональные ФНС могут выполнять функции УЦ. Если ФНС, где вы состоите на учёте, не выдаёт электронные подписи, можно обратиться в другой удобный.


АУЦ – коммерческие удостоверяющие центры, которые прошли аккредитацию по требованиям нового законодательства.


Среди всех коммерческих УЦ пройти аккредитацию смогли не все – прописанные в законе требования серьёзно ужесточены. В частности, минимальный размер собственных средств УЦ увеличен с 7 млн. до 1 млрд. рублей, а размер страховых средств – с 30 млн. до 100 млн. рублей.




Как выдаёт электронные подписи ООО «Программный центр»



С 1 июля 2021 года ООО «Программный центр» осуществляет услуги по выпуску ЭП на базе партнёрского удостоверяющего центра, аккредитованного в соответствии с требованиями нового законодательства. 


О партнёрском УЦ →


Получить электронную подпись можно с помощью программы «Подпись Про» или модуля «Полигон Про: Удостоверяющий центр».


Ускоренный выпуск сертификата ЭП за 2 часа →


Инструкция по выпуску ЭП →


Будем рады ответить на любые вопросы по телефону 8 (800) 707-41-80 или электронной почте sales@pbprog.ru. Также с нами можно связаться в WhatsApp по номеру 8 (499) 600-600-0.

 



Кому выдают электронные подписи УЦ ФНС



Удостоверяющие центры ФНС выдают электронные подписи следующей группе лиц:


1. Юридическим лицам (организациям) – оформить электронную подпись может только руководитель, то есть лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности.


За первой ЭП руководитель должен явиться лично, пройти процедуру идентификации и предоставить: заявление на выпуск ЭП, паспорт, СНИЛС. Отправить представителя с нотариальной доверенностью нельзя. 


Для получения последующих ЭП руководитель сможет удостоверять личность дистанционно: действующей ЭП или посредством биометрических данных. 


2. Индивидуальным предпринимателям и нотариусам – должны обратиться за получением электронной подписи также лично. 


УЦ ФНС не выдаёт ЭП физическим лицам, сотрудникам организаций или уполномоченным лицам – им необходимо обратиться в коммерческие АУЦ.



Примечание: для руководителей финансовых организаций и должностных лиц госструктур с 2022 года будут действовать иные правила. Им будет необходимо получить ЭП в Центробанке или Казначействе России соответственно.




Кто такие доверенные лица УЦ ФНС



Доверенные лица УЦ ФНС – аккредитованные удостоверяющие центры, которые прошли дополнительную проверку и могут выдавать ЭП от имени налоговой службы. 


После 1 января 2022 года подобные АУЦ смогут выдавать ЭП юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам наравне с УЦ ФНС.




Особенности выпуска электронной подписи в УЦ ФНС



Формально выдача электронной подписи в УЦ ФНС является безвозмездной (бесплатной) государственной услугой. Тем не менее без затрат не обойтись. 


Для получения ЭП в УЦ Федеральной налоговой службы необходимо прийти со своим носителем. Обычный USB-флеш для этой цели не подойдет – ФНС запретила возможность записи квалифицированного сертификата ключа проверки ЭП на подобный носитель. То есть приобрести защищенный USB-накопитель необходимо самостоятельно.


Чтобы ЭП работала, на компьютер необходимо установить действующее средство криптозащиты – программу «КриптоПро CSP», которая приобретается также отдельно.


Купить программу «КриптоПро CSP» →

 



Кому выдают электронные подписи АУЦ



С 1 июля 2021 и до конца года установлен переходный период, в рамках которого АУЦ смогут осуществлять функции УЦ ФНС и выдавать электронные подписи юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам. 


С 1 января 2022 года АУЦ смогут выдавать ЭП только физическим лицам (сотрудникам организаций и уполномоченным лицам).

 



Особенности выпуска электронной подписи сотрудника организаций



Если кратко, новая ЭП сотрудника организации – это простая ЭП физического лица с электронной доверенностью. 


В связи с тем, что в УЦ ФНС руководители организаций могут получить только одну некопируемую ЭП на юридическое лицо, сотрудники организаций должны будут использовать для рабочих нужд ЭП физического лица, а также электронную доверенность (доверенность в машиночитаемом виде или МЧД).


В отличии от старых, подобная ЭП сотрудника организации не будет содержать информацию о принадлежности физ. лица к той или иной организации. Иными словами, это обычная ЭП физического лица, которую можно использовать как для личных целей, так и для документов организации (вместе с электронной доверенностью).


Требования к формату МЧД должны быть утверждены в ближайшее время.

 



О сроках действия электронной подписи



Все ранее выпущенные электронные подписи действительны до истечения срока их действия или до 1 января 2022 года включительно.


Срок действия новых электронных подписей УЦ ФНС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 15 месяцев.


Срок действия новых электронных подписей для физических лиц и сотрудников организаций не изменился – 12 месяцев.

 



Сводная таблица: кому и как получить электронную подпись



Кто подписывает

документ

Вид ЭП

Где получать ЭП (2021)

Где получать ЭП (2022)

Физическое (частное) лицо

ЭП физического лица

АУЦ и партнерские организации

АУЦ и партнерские организации    

Сотрудник организации или уполномоченное лицо

ЭП физического лица + МЧД

АУЦ и партнерские организации

АУЦ и партнерские организации

Руководитель организации

ЭП юридического лица

АУЦ и партнерские организации или УЦ ФНС и доверенные лица

УЦ ФНС и доверенные лица

Индивидуальный предприниматель

ЭП индивидуального предпринимателя

АУЦ и партнерские организации или УЦ ФНС и доверенные лица

УЦ ФНС и доверенные лица

Нотариус

ЭП нотариуса

АУЦ и партнерские организации или УЦ ФНС и доверенные лица

УЦ ФНС и доверенные лица




Практикум «Раздел многоконтурного участка с сохранением в измененных границах»

17.06.2024

Техническая поддержка работает в субботу

14.06.2024

Итоги вебинара «Заполнение дипломов СПО: подготовка к выпуску 2024 года»

14.06.2024

Аттестат школы: от создания QR-кода до передачи данных ФИС ФРДО

14.06.2024

Новая версия программы «Полигон Про» от 13.06.2024 г.

13.06.2024

Стажировку на КИ можно пройти с 3-го курса

07.06.2024