Общие сведения по заполнению
Справочники содержат всю информацию, используемую программой "Экспресс-расписание Школа". Для правильной работы программы необходимо тщательно заполнить все имеющиеся справочники.
Все действия со справочниками выполняются с помощью:
- панели инструментов справочника;
- клавиш и их комбинаций на клавиатуре.
Работа со строками
Выделение строк
Некоторые операции в списках можно выполнять сразу с несколькими строками, например, удаление, печать. Для этого нужные строки необходимо выделить.
Чтобы выделить одну строку:
- нажмите левой кнопкой мыши по нужной строке;
или
- с помощью клавиш-стрелок на клавиатуре выберите нужную строку.
Примечание
Выделенная строка будет обозначена более интенсивным цветом, чем другие.
Чтобы выделить несколько последовательных строк:
- нажмите левой кнопкой мыши по первой нужной строке, удерживая Shift, нажмите по последней нужной строке;
или
- выберите первую нужную строку, удерживая Shift, нажимайте клавиши-стрелки на клавиатуре до последней нужной.
Чтобы выделить несколько непоследовательных строк:
- нажмите левой кнопкой мыши по первой нужной строке, удерживая Ctrl, выбирайте другие нужные строки;
или
- выберите первую нужную строку, удерживая Ctrl, клавишами-стрелками вверх или вниз выберите следующую нужную строку и нажмите Пробел и так далее.
Добавление строки
Чтобы добавить новую строку:
- нажмите кнопку или клавишу Insert;
-
в открывшемся окне заполните все необходимые сведения;
Виды полей
В справочниках могут быть следующие виды полей:
-
- текстовое поле: в это поле необходимо ввести текст или число с клавиатуры;
Щелкните внутрь поля и введите текст.
Если поле больше по высоте, то оно многострочное, для перехода на следующую строку нажмите Enter.
-
- поле со списком: содержимое этого поля выбирается из списка;
Для открытия списка нажмите кнопку: , в раскрывшемся списке выберите нужный пункт.
-
- поле для даты: может быть введена с помощью цифр на клавиатуре, либо выбрана из календаря;
Для открытия календаря щелкните по кнопке , в открывшемся календаре выберите нужную дату.
-
- галочка.
Установленная галочка – это "Да" или "Истина", если галочка не установлена – "Нет" или "Ложь".
Переход от заполнения одного реквизита к заполнению другого осуществляется нажатием клавиши Enter.
Исключение составляют многострочные текстовые поля, для перехода нажмите Tab.
Если Вы не заполните реквизиты в окне, которые являются обязательными, программа сообщит Вам об этом и не позволит добавить строку без этих реквизитов.
-
-
для сохранения результатов нажмите .
Примечание
Чтобы отменить добавление строки, на , на вопрос "Сохранить изменения?" ответьте "Нет".
Если Вы не заполните реквизиты в окне, которые являются обязательными, программа сообщит Вам об этом и не позволит добавить строку без этих реквизитов.
Если Вы пытаетесь добавить строку, а содержимое ключевого реквизита совпадает с содержимым уже имеющейся строки, то программа не позволит сохранить новую строку.
Изменение строки
Чтобы изменить строку:
- выберите нужную строку;
- нажмите кнопку , или дважды щелкните левой кнопкой мыши по нужной строке, или нажмите Enter;
- в открывшемся окне измените нужные сведения;
- для сохранения результатов нажмите или , чтобы оставить строку без изменений.
Копирование строки
Чтобы скопировать сведения из выделенной строки и добавить новую:
- выберите строку, которую необходимо скопировать;
- нажмите кнопку или F9;
- в появившемся окне проверьте или измените сведения;
- для сохранения результатов нажмите или , чтобы отказаться от добавления новой строки.
Удаление строки
Чтобы удалить строку:
- выберите строку, которую необходимо удалить;
- нажмите кнопку или Delete;
- на вопрос с подтверждением удаления ответьте "Да", чтобы удалить строку, или ответьте "Нет", чтобы отменить удаление.
Примечание
Если Вы пытаетесь удалить строку, содержимое которой используется в других справочниках, то программа не позволит вам этого сделать. Вы можете только изменить ее содержимое.
Вы можете удалить сразу несколько строк, но для этого необходимо выделить нужные строки.
Внимание!
Отмена последних действий при работе со справочниками не предусмотрена. Будьте осторожны при удалении строк. Вернуть их невозможно. Можно только создать заново.
Сортировка таблиц
Для сортировки таблицы по какому-либо столбцу необходимо щелкнуть на заголовок этого столбца.
Повторный щелчок сортирует таблицу по данному столбцу, но в обратном порядке.
Печать справочников или документов
Печатная форма справочников или документов формируется с помощью программы Microsoft Excel.
Чтобы сформировать печатную форму:
- на панели инструментов нажмите кнопку , или в меню "Файл" выберите пункт "Печать...", или нажмите комбинацию клавиш CTRL+P;
-
далее откроется:
-
окно выбора столбцов (граф), которые необходимо включить в печатную форму, если возможно формирование печатной формы справочника;
Установите галочки напротив нужных столбцов (граф):
Нажмите . Начнется формирование печатной формы.
или
-
окно подтверждения печати:
Нажмите . Начнется формирование печатной формы.
или
- откроется окно/сообщение формирования печатной формы документа.
-
После завершения формирования появится сообщение об успешном формировании документа.
Печатная форма автоматически сохраняется. Сохраненные файлы располагаются в подпапке Документы, находящейся в папке программы (...\Экспресс-расписание Школа\Документы).
Примечание
Имена файлов разным типам отчетов присваиваются разные, но постоянные, их можно изменить только пересохранив файл вручную. Если один и тот же справочник был распечатан дважды (или более), то каждая копия сохраняется в своем файле, для этого после названия файла в скобках подставляется цифра. Например: Расписание на день 01.02.2021 (1).xls.